Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Современные условия обучения в отдельных общеобразовательных организациях - новые возможности для детей с ОВЗ

Дата публикации: 2022-06-20 11:40:49
Статью разместил(а):
Александра

Современные условия обучения в отдельных общеобразовательных организациях – новые возможности для детей с ОВЗ

Автор: Александра

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Троицкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» создано для выполнения работ, оказания услуг по организации содержания, воспитания, предоставления общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья, а именно лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»  имеет достаточную материально-техническую базу, соответствующую санитарно-гигиеническим, противопожарным, педагогическим требованиям, современному уровню образования и способствующую эффективному образовательному процессу обучающихся, в том числе инвалидов  и  лиц  с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. 

Материально-технические условия школы обеспечивают безопасность жизни детей, способствуют укреплению их здоровья и физического развития.  

Во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, есть доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде. Каждый класс имеет закреплённое за ним учебное помещение (кабинет), учебное пространство которого предназначается для осуществления образовательного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования.

В школе созданы необходимые условия для организации коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

В 2021 году ГКОУКО «Троицкая школа-интернат» принимала участие в реализации мероприятий  федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель реализации мероприятия - создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  через обновление инфраструктуры отдельных общеобразовательных организаций, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса. 

По итогам мониторинга и мнения всех участников образовательного процесса ГКОУКО «Троицкая школа-интернат» было принято решение в рамках проекта оснастить современным оборудованием помещения психолого-педагогического сопровождения (кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет коррекционной работы) для проведения специалистами диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы с учетом современных требований ФГОС. 

В связи с тем, что количество детей, требующих индивидуальной работы ежегодно увеличивается, необходимо также оборудовать дополнительный кабинет для групповых и индивидуальных занятий с учителем-дефектологом.

В школе реализуется предпрофильное обучение по двум направлениям: «Швейное дело», «Столярное дело».

Исходя из того, что 80% учащихся продолжают обучение по данным направлениям, школе необходима модернизация швейной и столярной мастерских, так как  материально-техническая база данных мастерских является устаревшей и не соответствует современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 

В результате основными задачами реализации мероприятия стало обновление оборудования / оснащение:

- помещений/мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям);

- помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью;

- учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

В рамках реализации проекта в школе-интернате:

· проведён анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса ОО;

· проведён анализ востребованных на рынке труда профессий и возможностей профессионального обучения лиц с ОВЗ;

· подготовлен инфраструктурный лист оборудования и средств обучения, необходимого для закупки в целях дальнейшей образовательной и коррекционно – развивающей работы школы в новых условиях;

· разработана новая Программа развития школы-интерната  на период с 2020 по 2025 годы;

· администрация школы-интерната приняла участие в обучающих семинарах, организованных Министерством просвещения РФ;

· отремонтированы учебные кабинеты и мастерские по столярному  делу, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, швейная мастерская, кабинет коррекционно-развивающей работы;

· проведены работы по оформлению отремонтированных помещений в соответствии с фирменным стилем проекта.

Пространство кабинета педагога-психолога является ведущей составляющей развивающей и коррекционной предметной среды образовательного учреждения.      

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Неоценимую помощь в диагностической и консультативной работе оказывают приобретённые пособия: 

· диагностика готовности к обучению и адаптации первоклассника (диск),  

· диагностика родительских детских отношений, 

·  многофакторный опросник Р. Кеттелла (диск), 

· тест Д. Векслера. 

Весь методический и игровой материал, необходимый для работы педагога- психолога, расположен на полках модульного шкафа-стелажа.

Инновационное cенсорное оборудование для кабинета психолога (водно-пузырьковые колонна и панель позволяет создать необходимую основу для достижения психо-эмоционального равновесия ребенка и полноценной стимуляции мозговой и творческой деятельности. Работа с воздушно-пузырьковыми колоннами оказывает существенное влияние на общее состояние посетителей: воздействует на органы восприятия, вестибулярные рецепторы и снимает психоэмоциональное напряжение, что особенно необходимо обучающимся с ОВЗ. 

Обогащенная мультисенсорная обстановка, завораживающее движение воздуха в воде с пленяющей подсветкой расслабляет мышечные волокна, помогает ребёнку забыть об отрицательных эмоциях. Вода плюс воздух, выбранные цвета создают ощущение безопасности, происходит своеобразная «перезагрузка» настоящего «Я», уходит беспокойство, исчезает тревожность при активной деятельности мозга. 

Кабинет оснащён интерактивным комплексом. 

Логопедический кабинет.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования  к педагогу и его профессиональной компетентности: во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, ведь ИКТ обладают мощными инструментами для работы с любым видом информации, они создают феноменальную среду для развития и обучения детей разного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Программно-аппаратный комплекс «Колибри 2.0», приобретённый для логопедического кабинета - это самое современное интерактивное решение для дошкольного образования и начальной школы, пришедшее на смену интерактивным доскам.

ПАК «Колибри. Лого» включает  в себя дополнительно микрофон для удобства проведения занятий по логопедии и записи речевых карт детей, а также набор из 90 интерактивных дидактических материалов по логопедии.

Комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна» развивает у обучающихся с ОВЗ пространственное восприятие, логическое, наглядно-образное мышление. Дети начальной школы с огромным удовольствием обучаются счёту, выстраивая траекторию прыжка лягушки при помощи перемещения пальца по интерактивной поверхности или накачивая воздушные шарики насосом; развивают творческие способности, рисуя световые картины.

Интерактивный развивающий комплекс «Инженерная школа» помогает школьникам получить начальные навыки компьютерного моделирования, проектирования. Ребята старших классов имеют возможность пользоваться тренажёром по игре в шашки. Определённый режим позволяет играть с соперником или роботом. Можно использовать подсказки. Это особенно ценно, так как в школе с 6 по 9 классы введён образовательный курс «В дамки».

Интерактивный редактор и игровой центр «Сова». В данном центре представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая содержит более 300 интерактивных игр, уроков и занятий. Среди готовых игр есть те, что применимы при работе с детьми с ОВЗ – с проблемами слуха, зрения и ментальными нарушениями. Программа-конструктор позволяет педагогам создавать интерактивные приложения в любых формах и на любую тему, не обладая специальными навыками программирования.

Умное зеркало ArtikMe – это профессиональный инструмент логопеда для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. Занятия разработаны с целью коррекции и устранения дефектов речи. Они развивают артикуляцию, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы.

Ребёнок видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают ребёнка по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнить.

Педагог на своем компьютере может скорректировать процесс занятия, учитывая индивидуальные возможности ребенка с помощью конструктора – создать занятия на любые лексические темы, используя загруженные или собственные фото, видео или аудио материалы.

Кабинет коррекционной работы.

Данный кабинет создавался «с нуля». Кабинет предназначен для коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. В нашей школе 8 педагогов имеют дефектологическое образование. Учителя начальных классов вместе со своими учениками – частые гости в этом кабинете.

Грамотно и успешно построить коррекционно-развивающую работу помогает новое оборудование.

Игровой набор психолога «Приоритет» предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми, а также организации инклюзивной образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ.

Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). Не случайно в игровом комплекте особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, эмоции ребёнка.

Программное обеспечение «Море словесности». Это уникальная интерактивная компьютерная программа создана для реализации «Методики профилактики и коррекции четырёх видов дисграфии». Впервые рукописный текст школьника автоматически анализируется компьютерной программой на предмет ошибок.

В ходе работы с программой автоматически фиксируется результат выполнения упражнений, ведутся протоколы занятий, по которым легко, при необходимости составлять отчёты о проведенном курсе коррекции.

Интерактивные игры являются неотъемлемой частью коррекционной работы. Набор интерактивных игр и упражнений «Лого Ассорти» позволяет применять игры на этапе знакомства с ребёнком, в процессе речевого обследования или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей  к учебно-игровой деятельности.

Большой популярностью среди наших воспитанников пользуется электронное устройство «Стабилотренажёр А-150» предназначенное для развития баланса тела (равновесия), координации, ловкости, быстроты реакции, способности точно позиционировать центр тяжести.

С неподдельным интересом ребята занимаются с использованием интерактивных комплексов АЛМА. Это универсальный инструмент для изучения узкоспециализированных тем, таких как: правила дорожного движения, география и окружающий мир, космос, логопедические занятия.

Кабинет оснащён интерактивным комплексом. 

Для детей с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов трудовое воспитание и обучение служат важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. 

Реализация профилей «Швейное дело», «Столярное дело» предполагает совершенствование организации учебного процесса за счет оснащения мастерских современным оборудованием, чтобы иметь возможность осуществлять подготовку выпускников к дальнейшему обучению или трудоустройству по востребованным профессиям, помочь им стать максимально конкурентоспособными на рынке труда.  

Мастерская — это не просто учебный кабинет, а место соприкосновения детей с возможно будущей профессией.

Швейная мастерская в рамках проекта была оснащена специализированной профессиональной мебелью, современными инженерными системами и оборудованием: модульные ученические столы, новые швейные машины с рабочим столом (8 штук), отпариватель, парогенератор, оверлок, гладильная доска, манекены для готовых изделий.

Долгожданным подарком для девочек стала плоскошовная швейная машина, которая выполняет разнообразные плоские швы для обработки срезов трикотажных изделий и коверлок для обмётки трикотажных изделий.

Удобно и практично выглядит стилизованная примерочная. Теперь девочки могут свободно примерять свои изделия, не стесняясь посторонних глаз.

Во внеурочное время в мастерской работает кружок дополнительного образования «Мода и стиль». В кабинете также установлен интерактивный комплекс.

В столярной мастерской, кроме новых верстаков, появились современные станки: шлифовальный, деревообрабатывающий, сверлильный, токарный.  

Модульные ученические столы отлично вписались в дизайн мастерской. 

Очень востребованы для ремонтных работ по школе, которые выполняют старшеклассники под руководством учителя столярного дела Крюкова П.М., электрические дрели. Порадовались мальчики и вытяжной установке (стружкоотсосу), которая значительно упростила уборку мастерской после столярных работ. 

Навести порядок в мастерской помогла профессиональная система хранения из 7 модулей. В кабинете установлено компьютерное и мультимедийное оборудование: моноблок, проектор, экран, принтер. Во внеурочное время в мастерской работает кружок дополнительного образования «Резьба по дереву».

Совершенствование материально-технической базы позволило повысить мотивацию к обучению детей с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов, обновить содержание предметной области «Технология», совершенствовать систему профессиональной ориентации в школе. 

Таким образом, оснащение школы новым оборудованием для реализации предметной области «Технология» позволило не только повысить доступность качественного образования для детей с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов, но и будет способствовать повышению конкурентоспособности получаемого образования, а, соответственно, и улучшению качества жизни детей с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов. 

В ходе реализации мероприятия в 2021/22 учебном году охват обучающихся школы основными общеобразовательными программами, в том числе с использованием закупленного оборудования и средствами обучения и воспитания составляет 91 чел.- учащихся от общего контингента школы (100 %); охват обучающихся школы дополнительными общеобразовательными программами, в том числе с использованием закупленного оборудования и средствами обучения и воспитания составляет 83 чел.- учащихся от общего контингента школы (76 %).

Участие ГКОУКО «Троицкая школа – интернат»  федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» позволило создать в школе-интернате современную материально-техническую базу и развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), гарантирующую охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. 

Это большой шаг к развитию процесса обучения, который способствует профессиональному росту  и социальному партнерству, а главное - позволяет  повысить уровень жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

 

. . .. .