Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Флористика как вид декоративно-прикладного творчества во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2024-02-06 05:38:22
Статью разместил(а):
Фёдорова Татьяна Анатольевна

Флористика как вид декоративно-прикладного творчества во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: Фёдорова Татьяна Анатольевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», Республика Марий Эл

 

Ключевые слова: флористика, дополнительное образование, внеурочная деятельность стили флористики, растительный материал (живой и сухой), форма композиции, фуд-флористика, свитфлористика.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В последнее время актуализировались вопросы, связанные с внеурочной деятельностью младших школьников в рамках реализации ФГОС третьего поколения. Перед учителем стоит вопрос - с какими новыми видами декоративно-прикладного искусства можно познакомить обучающихся в начальной школе, чтобы данная деятельность нашла продолжение и в старшем звене обучения, а может быть стала для кого-то из школьников профориентацией в выборе профессии.

Актуальность темы заключена в следующем:

- флористика и работа с природным материалом являются средством познания мира и развития знаний эстетического воспитания, в процессе которого у ребёнка совершенствуются  наблюдательность, художественный вкус и творческие способности;       
-  у обучающихся формируются и развиваются специальные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и рук;         
-  художественно-творческая деятельность отвлекает от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, страхи; вызывает приподнятое, радостное настроение, обеспечивает положительные эмоции и поднимает самооценку ребёнка.     

Новизна данного вида деятельности (флористики) даёт неограниченные возможности выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. А также воздействует на развитие творческого мышления и творческой активности.       

Цель: Развитие художественно-творческих способностей, познавательной активности через занятия по флористике, посредством занятий с природным материалом, бумагой, картоном.

Сегодня декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа стала актуальной. В ней содержится огром­ный потенциал для освоения культурного наследия, характер духовно-художественного постижения мира.

Как утверждают японцы, икебаной может заниматься любой человек, где угодно и когда угодно, используя любые растения, в любой вазе и даже без нее. Тщетно пытаться полностью подражать японским мастерам, ведь у нашего народа свои традиции, вкусы и взгляды на окружающий мир, наконец, свои растения, вазы. А вот научиться тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве - очень важно для подрастающего поколения. В этом обучающимся может помочь кружок «Флористика».

Одно из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания обучающихся, неразрывно связанных с проблемой рационального использования свободного от школьных занятий времени - расширение сети кружков эстетического цикла, привлечение к занятиям возможно большего числа школьников с целью развития познавательного интереса не только к изобразительному искусству, но и к биологии, экологии, истории.

Самым действенным и доступным способом воспитания в наших детях любознательности, нестандартности, эмоциональности восприятия окружающего мира, любви к красоте является их приобщение к природе. Животворный контакт с природой, многообразием растений и еще не до конца истребленной красотой поможет обучающимся более эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.

Флористика развивает потребность личности в творчестве, вооружает учащихся специальными знаниями, умениями и навыками, способами умственной и практической творческой деятельности. Анализ результатов показал позитивную динамику сформированного творческого потенциала учащихся, что доказывает эффективность разработанной и внедрённой программы.      

Флористика — это вид искусства, который практикует создание композиций, панно и коллажей из различных природных материалов — листьев, трав, ягод, цветов и даже плодов. Плоды при этом могут быть не только живыми, но и сухими или даже консервированными.

Родиной флористики считается Япония — страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана - что переводится как «оживление цветов») считаются неотъемлемой частью культуры.

В настоящее время в европейской аранжировке цветов существует четыре стиля:    
- вегетативный стиль    
- линейный стиль
- массивный стиль        
- декоративный стиль.

Вегетативный стиль.

Все композиции в этом стиле максимально приближены к природному образу. Флорист сортирует виды растений по цвету, форме и объемам. Ключевой образ вегетативного стиля – массивная охапка полевых цветов. 

Линейный стиль.

Контуры, линия и форма – это основные элементы линейного стиля. Именно они задают тон всей флористической композиции. При этом важным условием работы становится такая комбинация элементов, при которой букет приобретет выразительность. Сочетание растительных и искусственных материалов; применяются контрасты и противопоставления; в букете должно сохраняться пространство – вот основа линейного стиля.

Массивный стиль отличается от предыдущих четким представлением конечной композиции. Флористы в своей работе часто используют объемные каркасы или специальные плетеные основы для пышного букета. Формы букетов понятны, например, конус, сердце или шар, главное определиться с техникой исполнения. Нет точек фокусировки, плавные переходы между элементами, постепенное изменение линий, плавные переходы от большого к малому. Однотонные цветы сливаются воедино, а разноцветные создают единое пестрое полотно.

Декоративный стиль позволяет создавать букеты в единой концепции порой из совершенно несхожих материалов. При этом растения теряют свою индивидуальность, но это с лихвой окупается общей выразительностью букета. Несколько подвидов встречается в декоративном стиле:

Первый - фуд-флористика. Это создание  букетов и корзин из съедобных ингредиентов. В состав такой композиции могут входить не только фрукты или ягоды, но и овощи, колбасы, сыры, сладости и даже напитки.

Второй подвид, который можно встретить в декоративном стиле - свитфлористика. А что это такое? Свитфлористика – это искусство превращать конфету в цветок.

Первые конфеты появились в древнем Египте: тогда делать сахар еще не умели, и для изготовления этих сладостей использовали инжир, финики, орехи, мед. Древние римляне и греки варили конфеты на основе ячменной патоки с добавлением меда,  маковых зёрен и орехов, посыпая готовые сладости кунжутом. Видимо, в те годы и возникло такое близкое нам название - "конфеты" (от лат. confectus — изготовленный). А в повседневный обиход это слово ввели ... аптекари - ведь патоку и мед в Европе в средние века использовали для того, чтобы забить неприятный вкус лекарств. Первыми "аптекарскими" конфетами были засахаренные фрукты. 

В XV-XVI веке в Европе появились так называемые бонбоньерки (от французского бонбон-конфета) - это изящные коробочки для конфет и драже. Они обозначали также сладость и маленький презент.

Бонбоньерки использовались среди европейской знати и заказывались у знаменитых ювелиров. Изготавливались из меди, золота, серебра, натуральной кожи, фарфора, хрусталя, украшались кристаллами и драгоценными камнями. Именно французы были первыми, кто мог купить букет из конфет себе на праздник; и там закрепился и получил развитие обычай дарить друзьям и близким сладкие подарки. Итальянцы и немцы подхватили обычай преподносить на свадебных торжествах каждому гостю маленькую коробочку со сладким угощением. 

Первые конфеты появились в древнем Египте, где использовались финики и мед. На востоке сладости делали из инжира и миндаля, а древние римляне варили маковые зёрна и орехи с мёдом, посыпав готовый результат кунжутом. На Руси первые конфеты делались из мёда, патоки и кленового сиропа. Принято считать, что привычные очертания шоколадного батончика конфета приобрела только в 1663 году.

А в России прототипом букетов из конфет можно считать леденцы на палочке. Леденцовая формовая карамель "Петушок на палочке" — бренд, который был востребован детьми на протяжении столетий.

А в середине 19 века в Петербурге уже была открыта первая фабрика по производству конфет. Владельцем ее был знаменитый Ландрин. Сначала там производили карамель, но потом занялись и шоколадом. В то же время появился и прообраз нынешних букетов из конфет – украшения из карамели. Техника карамельного украшения считалась высшим достижением кондитерского искусства. К концу 19 века кондитеры Российской империи могли дать фору любому иностранному мастеру: цветы из карамели выходили у них ювелирно красивыми и при этом по-русски масштабными. Каждый карамельщик старался не копировать удачные работы конкурентов, а придумать что-то свое.

Конфеты в России стали выпускать в коробках и фантиках только в начале 20 века. А с чего же всё началось? Прототипом букетов из конфет и их родоначальником стали бонбоньерки во Франции. Бонбоньерка (фр. bonbonni re — конфетница, от фр. bonbon — конфета) — это изящная коробочка для конфет и драже. Первые бонбоньерки появились в 16 веке, изготавливались они из дорогих материалов – из натуральной кожи, золота, серебра.

В нашей стране в последнее время появляется мода на сладкие букеты. В обиход входит новое название «свитфлористика» (от англ. «sweet»- сладкий) - искусство превращать конфету в цветок, а из сладких цветов составлять прекрасные букеты, часто так похожие на настоящие. Русские флористы-дизайнеры стали использовать не только карамель, но и шоколадные конфеты, цветы живые и искусственные, флористическую гофрированную упаковку, перья, бусины, сухоцветы и многое другое, на что только хватает фантазии.

И здесь хочется вспомнить произведение Алексея Толстого «Князь Серебряный», в котором есть такой эпизод, где князю на одном из пиров занесли чудо-дерево, увешенное пряниками и сладостями. И чем не прообраз первого букета из конфет?

Искусство свит - флористики (свит - дизайна) (от англ. sweet – сладкий, сласти) или изготовления букетов из конфет с каждым годом приобретает в нашей стране особенную популярность. Ведь этот красивый и, главное, вкусный вид рукоделия объединяет в себе столь любимые многими вещи: прелесть свежих цветов, популярность конфет, искусство декора и желание порадовать окружающих. А еще - это стильный и оригинальный подарок.

Ещё одно направление в декоративном стиле флористики – это  ошибана. Ошибана — технология флористической живописи, которая заключается в создании картин из листьев, травы, цветков, веточек, семян, мха и других частей растений. При этом жанр может быть каким угодно, например, натюрморт, пейзаж, портрет, графический узор или просто полет фантазии автора. 

Ошибана появилась в Стране восходящего солнца более 600 лет назад. Оригинальное название прикладной прессованной флористики звучит как «осибана». В дословном переводе — прессованный цветок. После возникновения в Японии ошибана долго не выходила за пределы Азии. Только в 19 веке этот вид прикладного искусства появился в Великобритании, откуда постепенно распространился и в страны Европы.

Порядок создания картин пошагово состоит из нескольких этапов работы с природным материалом:  
- сбор;        
- сушка под гнетом;      
- наклеивание.

Основным в работе по прикладной флористике считается творчество (фантазия) самого флориста  выполнении работы.

 

Список литературы:  

1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, Киев, издательство «Доверие», 1994г.
2. Малиновцева Т. А. «Букеты из конфет», издание для досуга, серия хобби. Клуб, издательство «Аст - пресс книга», 2015г.
3. Самкова В.А., Ульянова Е.И. Флористика для детей. М, Русское слово, 2013. Серия «Внеурочная деятельность.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М: Академия, 1999.
5. Фиона Барнетт. Цветы к праздникам. Букеты. Композиции. Аранжировка. М, Росмен,1998.
6. Флористика: Композиции из живых и искусственных цветов. «Арт-родник», 2004. Серия «Садоводство и цветоводство».
7. Блэклок Джудит. Уроки флористики. Букеты и композиции. «Фитон», 2003. Серия «Живой мир вокруг нас».

       

. . .. .