Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка

Дата публикации: 2023-07-04 06:52:04
Статью разместил(а):
Шарова Ирина Юрьевна

Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка

Авторы: Бондаревская Евгения Александровна

и Шарова Ирина Юрьевна

г. Дзержинск

 

Cемья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения, большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто.

Воспитание человека начинается в семье. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье у ребенка формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. В семье закладываются основы духовной культуры человека. В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влиянием семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Проблема состоит в том, какие средства являются наиболее эффективными для формирования личности дошкольников в семье. В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.

Цель: влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.

Задача: Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.

Гипотеза: я предполагаю, что формирование личности дошкольников в семье будет эффективным, если:

- воспитание опирается на традиции народа;

- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

- деятельность родителей по формированию личностных качеств дошкольников осуществляется систематически и планомерно;

- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в детском дошкольном учреждении.

Для решения поставленных задач  использованы следующие методы: семейные праздники, участие в мероприятиях ДОО, участие в мероприятиях родного села.

В каждой семье есть семейные традиции. В нашей семье, например, дети совместно с родителями участвуют в мероприятиях и конкурсах ДОО. Очень любят семейные застолья на праздники и подготовку к ним. Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуем в Дне поселка – наряжаемся в русские народные костюмы и готовим всем поселком различные блюда русской кухни. А также, являемся активными е участниками в фестивале «Лоскутная мозаика». Также готовимся к празднику всей семьей: готовим костюмы своими руками и атрибуты к фестивалю, дети принимают активное участие в подготовке атрибутов.

Очень интересно участвовать в жизни детского сада детей. Принимаем активное участие в праздниках: «День матери», «День защитника Отечества», «9 Мая» и др. Стараемся как можно чаще участвовать в конкурсах, которые предлагают воспитатели или администрация детского сада на сайте.

Постоянно принимаем участие в акциях детского сада: «Накормим братьев наших меньших», «Самая чистая прогулочная площадка детского сада», «Лучшая зимняя скульптура».

Наша семья старается каждую свою свободную мину проводить с детьми. Очень часто собираемся в большом семейном доме в поселке, беседуем под чай с самовара о прожитой неделе, чем она запомнилась, какие яркие впечатления оставила в памяти детей (Матвея и Полины).

Наши семейные традиции имеют ряд признаков:

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить костюм к празднику или фестивалю; или прийти к детям на праздники.

2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.

3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе нашего семейного воспитания.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, бабушках и дедушках – все это имеет огромное значение в воспитании личности. «Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.

Действительно, когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходится искать, как говорил А. С. Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушек, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, проявлять заботу о близких, стариках, детях, справляться об их самочувствии.

Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи. В нашей семье принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. И ребенок приучается реагировать на спокойное обращение.

Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем … Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Подводя итог хочется сделать несколько выводов по теме.

Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей, по которым развивается общечеловеческая культура. 

Значительную роль в духовной жизни семьи играют семейные и общенародные праздники, памятные для каждой семьи и народа  даты, а также трудовые мероприятия, которые семья отмечает вместе.  

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие культурные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.

 

. . .. .