Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Воспитание культуры поведения в общественных местах как психолого-педагогическая проблема младших школьников

Дата публикации: 2022-05-30 16:49:59
Статью разместил(а):
Екатерина

Воспитание культуры поведения в общественных местах как психолого-педагогическая проблема младших школьников

Автор: Екатерина

 

Работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей. Элементарные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дети получают до школы, дома, в детском саду. Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребенка. В младших классах ученики приобретают знания о нормах и правилах школьной жизни, поведения в классе.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. 

Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова рассматривают понятие «воспитание», как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанников.

Сластенин В.А. обращает внимание на направления воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

Для темы нашего исследования целесообразно более подробного изучить нравственное воспитание.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. А это значит, что учителям нужно более серьёзно подходить к проблеме воспитания культуры поведения в общественных местах. 

В примерной образовательной программе начального общего образования в области формирования духовно-нравственной культуре выделяется формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способность младшего школьника формировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку свои и чужим поступкам.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. 

Значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён.

И.П. Подласый определяет нравственное воспитание, как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. 

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии «культура поведения», считает Сластенин В.А. Она включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.

М.И. Рожков определяет «культуру поведения», как совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении с другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики.

Поведение учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитания культуры поведения школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, что родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы повышения уровня воспитания культуры поведения в общественных местах у младших школьников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.

Во-первых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и нравственными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается под влиянием множества воздействий как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, образованность и воспитанность – это качества личности, определяющие ее отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, воспитание культуры поведения в общественных местах не только информирует младшего школьника о нормах поведения в обществе, но и дает представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим, перед системой образования стоит задача подготовки ответственных граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с воспитание культуры поведения в общественных местах у младших школьников. Важно, чтобы ребенок, познакомившись тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. 

Общественное место – это специально оборудованные территории и зоны общего пользования в черте городов и населенных пунктов либо вне их и предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан.

Таким образом, культура поведения в общественных местах будет пониматься нами, как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в общественных местах, основанных на нормах нравственности, этики, в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. 

Наличие установленных норм и правил является отличным регулятором отношений между людьми. Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимания между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму.

Можно сделать вывод о том, что к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным с учетом разнообразия объектов, которые могут быть признаны общественными местами.

На культуру поведения большое влияние оказывает культура труда и деятельности, бережное обращение к вещам и к природе. Культура труда и поведения, это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в школе, в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам. Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания. 

Под методами и приемами воспитания культуры поведения в общественных местах младших школьников в школе следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методами воспитания культуры поведения в общественных местах являются: приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали; упражнения чаще всего включается в игровую деятельность: ребенок многократно повторяет то или иное действие, формирование сознания личности (рассказ, беседа, пример, анализ ситуаций), организация жизнедеятельности (поручение, упражнение, инструктаж); мотивация деятельности и поведения (поощрение, дискуссия, эмоциональное воздействие); контроль и самоконтроль (наблюдение, опросы, создание ситуаций); самовоспитание (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение).

Выбор форм работы при воспитании культуры поведения в общественных местах имеет особое значение. Ведь результат сразу не виден, требуется многократное повторение действий. Важно отметить, что в работе с детьми надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он получает в процессе обучения. Необходимо также учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает индивидуальные и групповые этические беседы; игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир младшего школьника и культуру его поведения.

Следует помнить, что в начальном звене школы не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культуре общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Выбор форм работы при воспитании культуры поведения в общественных местах имеет особое значение, индивидуальные и групповые этические беседы, игры-инсценировки, игры-упражнения, они позволяют формировать нравственный мир младшего школьника и культуру его поведения. Их сочетание определяется индивидуальными особенностями детей, их возможностями, и поставленными педагогическими задачами. А также учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать сам ученик.

Обучение и воспитание, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала и др. Это означает, что наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение.

Воспитанием культуры поведения в общественных местах необходимо заниматься систематически и планомерно, представляя содержание и последовательность работы от 1 до 4 класса. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения.

Таким образом, изучая процесс воспитания культуры поведения в общественных местах младших школьников как психолого-педагогическую проблему, мы познакомились с определениями, которые в дальнейшем будем использовать в работе, а именно: воспитание, нравственное воспитание, культура поведения, общественное место. Для воспитания культуры поведения в общественных местах важно организовать воспитательную работу с младшими школьниками по данному направлению. В процессе воспитания происходит осмысление поведения личности.

 

. . .. .