Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Развитие интереса к чтению через творческую деятельность

Дата публикации: 2022-02-16 14:14:08
Статью разместил(а):
Волгина Анна Сергеевна

Развитие интереса к чтению через творческую деятельность

Автор: Волгина Анна Сергеевна

 

Никто из нас не сомневается в том, что книга имеет немаловажное значении в воспитании человека. Человека образованного, интеллектуально развитого, совестливого, нравственно и духовно ориентированного.

Воспитать человека без книги невозможно! А что же мы видим сейчас? К сожалению, чтение в жизни современного молодого поколения отсутствует.

Воспитание почитания литературы входит в систему работы любой образовательной организации. Но почему ориентиры школы и самих учащихся расходятся? Почему книга перестала быть нужной и важной в жизни каждого человека? «Что значит человек, когда его заветные желания еда да сон? Животное – и всё», - так сказал В. Шекспир устами Гамлета.

Любовь к книге впервые пробуждается в семье, где книги читаются в семейном кругу, а после чтения происходит оживлённый обмен мнениями о прочитанном. Книги, прочитанные в детстве, служат многим читателям путеводным маяком для остального жизненного пути.

Так как же нам, учителям, стать мостиком между его детской любовью к книгам и осознанному пониманию литературы, помочь стать участником литературного процесса? Как пробудить у детей интерес к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.

А что значит творить? Что такое творчество? Творчество – это создание нового, прекрасного, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит в атмосферу вечного поиска. Оно неотделимо от знаний и умений.

Предлагаю несколько способов помочь полюбить книги, став творцом.

Первый способ. Вспомните, кто из класса читал весь список произведений на лето? 5-7 человек. А кто любил поэзию? И уж тем более любил учить стихотворения наизусть? Тоже единицы. Поэтому я решила внести новшество в уроки литературы. И превратить скучное заучивание текстов известных классиков в музыкальные баттлы. Рэп-баттлы. Почему именно этот жанр? Рэп – это музыкальная форма вокальной подачи, включающая в себя «рифму, ритмичную речь и уличный жаргон». Компоненты рэпа включают в себя «содержание», «скорость» и «подачу». А еще это возможность высказать свою точку зрения, рассказать о том, что волнует или, наоборот, поделиться радостной новостью. Так какой другой музыкальный жанр смог бы найти столько точек прикосновения?

Еще одним способом мотивации к чтению я считаю организацию пресс-центра (выпуск школьной газеты, школьное радио, страница в социальных сетях, мессенджерах). Но всё это настолько устоявшееся, вечное и скучное, что, порой, не вызывает у учащихся интереса. Так как же замотивировать учащихся здесь? Предложить новый формат. Почему не выпускать газету в формате комиксов? Вспомним детство, девяностые и нулевые. Безумный интерес к рассказам в картинках! А чем же плохо новости, исторические справки, заметки преподносить именно так? Отсюда и родится интерес к забытому сейчас, наверно, виду искусства и, самое главное, интерес к чтению.

Неотъемлемой частью воспитательного, образовательного процесса является участие в литературных конкурсах различного уровня. С наибольшим интересом ребята относятся к таким конкурсам, как «Чемпионат по чтению «Страница-22», «Живая классика», «Проба пера», «Читатель года». Потому что именно в таких конкурсах можно раскрыть талант ребенка, как начинающего поэта и писателя. Также эти конкурсы развивают такие компоненты творческого потенциала, как способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, развитие интуиции, художественного вкуса, индивидуальных задатков обучающихся.

А непосредственным продолжением уроков литературы можно назвать театральный кружок. Наблюдая за ребенком, я прихожу к выводу, что каждый может развить художественное воображение, а также сделать свою речь богатой и яркой. Таким образом, главными задачам театрального кружка являются такие условия, которые способствуют развитию творческого потенциала, мотивации к чтению.

А если пойти дальше? И создавать мультфильмы по одноименным произведениям? Это, в первую очередь, знакомство с литературным материалом, написание сценария, продумывание эскизов, декораций, героев, озвучивание, монтаж.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

 

. . .. .