Проект «Помнит мир спасенный!»

Дата публикации: 2022-02-04 10:59:26
Статью разместил(а):
Воронкина Марина Юрьевна

Проект «Помнит мир спасенный!»

Автор: Артемьева Елена Николаевна 

 

Аннотация: Проект «Помнит мир спасенный!» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа над реализацией проекта предусматривает три этапа - подготовительный (организационный), внедренческий и аналитический. В данном проекте содержатся формы образовательной деятельности с учётом всех образовательных областей.

 

Тип проекта: информационный, творческий, игровой, групповой.

1. Участники проекта: воспитатели.

2. Целевая группа: дети разновозрастной группы.

3. Количество участников: 30 детей, 58 взрослых.

4. Длительность: 2 месяца.

Актуальность.

Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, к сожалению, ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо воспитывать у дошкольников нравственно – патриотическое воспитание.

Знакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины. Именно поэтому мы сочли необходимым разработать проект и рассказать детям о Великой Отечественной войне.

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны и праздником Победы.

Задачи:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны.

2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

3. Побуждать родителей к возрождению истории своей семьи и обогащению доступных детям знаний о Великой Отечественной войне.

4. Воспитывать гордость и уважение к своим родным-участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный:

•   Разработка проекта /определение цели и задач/

•   Определение стратегии проекта.

•   Составление перспективного плана по патриотическому воспитанию с учётом возрастных особенностей детей.

•   Изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, методы работы.

•   Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

•   Просветительская работа (инд. беседы) с родителями.

•   Устный опрос «Рассказываете ли вы своему ребёнку о ВОВ?».

•   Проектирование военно-патриотической территории в группе.

•   Разработка картотек бесед, постановок, игр, разнообразные материалы и т.д. по теме проекта.

•   Организация выставки детских поделок «Военная техника».

•   Систематизация методической деятельности по разработке и реализации проекта.

•   Индивидуальные консультации для родителей по теме проекта.

•   Творческие домашние задания для родителей (доклады «Пионеры – герои» /дети подг., ст, ср. д/возраста/, чтецы о ВОВ /дети мл. д/возраста).

•   Активное участие родителей в подготовке и проведении конкурсов и праздничных мероприятий в ДОУ.

•   Самостоятельная работа родителей с детьми по теме проекта (изучение семейной истории).

•   Привлечение родителей к помощи организации мини-музея «Мы память бережно храним».

•   Участие детей и родителей в фестивале песни «Священная война».

2. Внедренческий

·        Сотрудничество с родителями (рекомендации, беседы, консультации, изготовление атрибутов в патриотический уголок).

·       Обогащение развивающей среды.

·       Цикл познавательных занятий и бесед с детьми.

·       Занятия творческого характера (рисование, аппликация, лепка, конструирование, инсценировки).

·       Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, потешек, пословиц, скороговорок, чистоговорок.

·       Консультации, стендовая информация для родителей.

·       Совместная детско-родительская деятельность: изготовление атрибутов для патриотического уголка.

·       Доклады детей 4-7 лет по теме проекта.

·       Чтение стихотворений дети 3-х лет по теме проекта.

3. Аналитический.

Фотоотчет, книга самиздат «Год памяти и славы. 75 лет со дня победы Великой Отечественной войны».

Стратегии реализации проекта:

Мероприятия

Ответственные, участники

Предполагаемый результат

Консультации, стендовая информация и рекомендации для родителей «Как рассказать ребенку о войне», «Давным-давно была война», «Растите детей патриотами».

Цель: повышение педагогической культуры родителей; информирование родителей о ходе работы по проекту. 

Воспитатели

Методические разработки.

 

Составление поэтапного плана реализации проекта.

Воспитатели

План реализации проекта

Оформление мини – музея  «Мы память бережно храним».

Цель: привлечение родителей к краеведческой работе.

Воспитатели, родители

Обогащение среды

Подбор методических, иллюстративных материалов.

Цель: обогащение РППС группы.

Воспитатели

Тематические альбомы.

Дидактические игры «Найди по описанию», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Проследи путь», «Военная фуражка», «Вещи войны», «Оружие победы», «Кем я буду в Армии служить?», «Кто защищает наши границы», «Кто служит в армии», «Лабиринт», «Посылка на фронт»

Цель: формирование игровых умений, социального партнёрства, умения вести ролевой диалог.

Воспитатели, дети

Картотека

Интеллектуальная игра по теме «Великая Отечественная война»

Цель: обобщение знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатели,

дети

Конспект.

Фотоотчёт

Выставка поделок «Военная техника» /из подручного материала/

Цель: привлечение родителей к совместному творчеству с детьми.

Родители, дети

Фотоотчет

Фестиваль военной песни «Споём вместе о войне песни»

Цель: создание условий для исполнительского мастерства, артистичности в выступлении.

Родители, дети

Фото/видео отчет

Подвижные игры «Вертолёты», «Тоннель», «Доставь конверт с секретным донесением», «В Армии служат разные войска», «Наши защитники», «Моряки», «Госпиталь»

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры; развитие двигательной активности, выносливости.

Воспитатели, дети

Картотека

Фотоотчёт

Сюжетно – ролевые игры

«Солдаты», «Делай как я!», «Летчики», «Пограничники», «Самолеты летят»

Цель: формирование умения применять в играх полученные ранее знания.

Воспитатели, дети

Фотоотчёт

Конкурс детского рисунка «Салют Победы!»

Цель: привлечение родителей к мероприятиям ДОУ.

Родители, дети

Фотоотчёт

Цикл познавательных занятий «Кто такие пионеры – герои?», «Награды Победы», «Партизаны», «Оружие Победы», «Помощь тыла», «Парад Победы», «Взятие Берлина»

Цель: формирование правильной, четкой гражданской позиции; воспитание уважительного отношения к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Воспитатели

Дети

Методические разработки.

Беседы «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Военные профессии», «Русские солдаты - славные защитники родной земли», «Дети войны»

Цель: формирование представления о защитниках нашей Родины в разные исторические эпохи.  

Воспитатели,

Дети

Методические разработки.

Настольно-печатные, словесные, дидактические игры «Военные маневры», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Скажи наоборот»,  «Освобождение русских городов от немцев»,

«Мы войну не просто прошагали, мы её торжественно прошли», «Вечный огонь на аллее Славы»

Цель: обогащение кругозора детей об одном важном этапе истории во время ВОВ.

Воспитатели,

дети

Подборка игр

Возложение цветов к воинскому мемориалу «Вечный огонь» на АО «ОДК-СТАР».

«Монтессорианский» Бессмертный полк (дети ст., подг. д/возраста)

Цель: воспитание чувства благодарности к погибшим во время ВОВ.

Воспитатели, родители, дети

Фотоотчет

Чтение художественной литературы, стихотворений

С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина

«Шинель»;А. Барто «Звенигород»; Л.   Кассиль «Памятник советскому солдату»; М.   Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев   «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А. Твардовский   «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы».

Цель: подвести к восприятию художественных произведений о войне.

Воспитатели, дети

Картотека.

Библиотека

Прослушивание песен «День Победы» Д.Тухманова, «Священная война» (муз.

А.Александрова, сл. Лебедева-Кумача), Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Рамсула Гамзатова), «Дорога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского), «В землянке» (муз. Листова, сл. Суркова)…

Цель: обогащение духовного мира детей через обращение к легендарным песням военного времени.

Воспитатели, дети

Аудиотека

Цикл занятий по изодеятельности  (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

Цель: формирование понимания общественного назначения искусства как средства выражения правды о войне и ее месте в духовной летописи человечества.

Воспитатели

Дети

Методические разработки, выставки детских работ, рассматривание картин художников

Разучивание пальчиковой гимнастики «Отважный капитан», «На высокой скале», «Солдатики», «Марш – бросок», «Часовой», «Солдатская каша», «Бойцы-молодцы».

Цель: развитие моторных способностей, профилактики и снятия утомления.

Воспитатели.

Дети

Картотека

Экскурсия в Музей пермской артиллерии

Цель: повышение активности участия родителей в образовательной работе группы.

Воспитатели, родители, дети

Фотоотчёт

Мини-выставка детско-родительского творчества ««Мы память верную храним»

Цель: приобщение родителей к совместной художественно - творческой деятельности с детьми.

Родители

Дети

Фотоотчет

Оформление выставки

Доклады детей на тему

«Пионеры – герои» (дети подг., ст., ср. д/возраста), стихи о ВОВ (дети младшего д/возраста) Цель: привлечение детей и родителей к изучению истории Великой Отечественной войны на основе материалов Великой Отечественной войны; воспитание гражданственности и патриотизма во благо Отечества.

Воспитатели

Дети, родители

Доклады детей

Видео/фотоотчет

 

Презентация книги самиздата группы «Помнит мир спасенный!»

Цель: способствование развитию познавательной активности о ВОВ

Воспитатели.

Дети

Книга самиздата

 

Условия реализации проекта:

Ресурсы:

- кадровые: воспитатели,

- материально – технические: проектор, ноутбук, видео - аудио учебных материалов.

- финансовые: спонсоры проекта: родители, МАДОУ «ЦРР – д/с № 69» г. Перми

- программно-методические:

* методические разработки тематических занятий, бесед

* информационный стендовый материал для консультаций

* интернет- ресурсы

- информационные: интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.), методическая, дидактическая, детская художественная и энциклопедическая литература.

Риск: высокая загруженность родителей, низкая активность родителей; инфекционные заболевания детей.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- обогатились знания и представления о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, наградах, жизни народа в военное время, работе тыла

- сформировано уважительное отношение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них

- появилось чувство гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны

- обогащена речь прилагательными, сравнениями, значениями: действия   или состояния

 - речь стала более эмоциональной, выразительной

 - повысился уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности

 -  умеют работать в группе, подгруппе

 - эффективно развито познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Для воспитателей:

- повысился профессионализм, личностный профессиональный рост

-возможность использовать новые методы в работе с детьми и родителями; самореализоваться

- установлено тесное взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания детей

- обогатилась методическая копилка конспектами непосредственной образовательной деятельности.

Для родителей:

- поддержка в изготовлении декораций, атрибутов, костюмов и т.д. 

- повысился уровень осознания важной роли патриотизма в социально-коммуникативном развитии ребенка

- сложились положительные взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности взаимоотношений между детьми и родителями

- активное участие в жизни группы: организация и выход на экскурсии,  подготовка докладов, конкурсам чтецов, реализации проекта, выставке семейного творчества, оформлении тематической выставки, подготовке к итоговому мероприятию.

Для группы:

- обогатилась предметно-развивающая среда качественными материалами, атрибутами, костюмами, декорациями о ВОВ

- создана система перспективного планирования по патриотическому воспитанию; картотеки патриотических игр

- систематизированы методические материалы.

Трансляция опыта работы по проекту:

· Представление опыта работы по патриотическому воспитанию через презентацию проекта.

· Публикации в журналах, на сайтах дошкольного воспитания.

· Презентация опыта работы на педчасе, педсовете.

Перспективность проекта: Организация межгруппового взаимодействия по данной теме со старшими и подготовительными группами ДОУ.

Критерии оценки результативности проекта:

 

Критерий оценки

Метод

Дети

Знания о ВОВ

Беседы, опрос, наблюдение в ходе НОД

Использование знаний в различных видах деятельности

Наблюдение

Интерес и стремление поделиться полученной информацией

Наблюдение

Родители

Активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знаний детей о патриотическом воспитании.

Наблюдение

Реализация полученных знаний и творческих способностей

Наблюдение, анкетирование

Наличие методических, дидактических, игровых материалов в группе

Анализ, самоанализ

РППС

Востребованность материалов детьми, интерес со стороны

Наблюдения