Проект «Береги природу Пермского края»
Проект «Береги природу Пермского края»
Авторы: Полуэктова В.И. и Воронкина М.Ю.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 69», г. Пермь
Аннотация: Проект «Береги природу Пермского края» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательски - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей.
Участники: дети старшей группы, родители детей, воспитатели группы, музыкальный руководитель
Всего 25 детей и 25 родителей.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативная;
развитие речи;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Основания для разработки, проблема:
Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение грызунов, насекомых - опасных переносчиков различных инфекционных заболеваний. Проблема загрязнения окружающей среды, воды, воздуха выбросами промышленных предприятий все больше обращает на себя внимания современного общества и влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Поэтому, актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению.
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Именно в период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
В нашей группе появилась книга «О черном аисте и белом подснежнике», в которой рассказывается о растениях и животных занесенных в Красную книгу Пермского края. Мы очень заинтересовались ей и решили более подробно узнать о растительном и животном мире нашего края, которые, к сожалению исчезают. В рамках нашего проекта родители и дети много узнавали о флоре и фауне нашего края, оформляли книги и презентации.
Цель проекта: Формирование экологической культуры у всех участников проекта.
Задачи:
1. Образовательная: формировать представление дошкольников о Красной книге как о документе по охране растений и животных.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, навыки самостоятельной исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных Пермского края и художественно-творческие способности у детей.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационный:
- выбор темы, постановка цели и задач;
- подбор и анализ методической литературы и наглядного материала;
- определение последовательности выполнения работ;
- привлечение родителей к сотрудничеству.
Основной:
1. Беседы: «Знакомство с документом «Красная книга», «Флора и фауна Пермского края, занесенная в «Красную книгу».
2. Просмотр познавательных видеофильмов «Красная книга России»,«Красная книга Прикамья»; мультурок «О черном аисте и белом подснежнике», мультфильм «Красная книга. Смешарики».
3. Чтение сказок, стихов, загадок: «Красная книга России», «Зелена страна» Е. Серова, «Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова, 1000 загадок, «Лекарственные растения в народной медицине» В.П. Махлаюк, «Самая красивая энциклопедия животных» Школьник Ю.К., Животные. Полная энциклопедия, Юлия Школьник. Растения. Полная энциклопедия.
4. Изобразительная деятельность:
· Рисование по алгоритму «Исчезающие животные (белку-летягу, рысь, выхухоль, черный аист, степной орел) и растения (подснежник, мать-и-мачеха).
· Аппликация «Весенний подснежник». Задачи: учить изготавливать цветы подснежники, с использованием нетрадиционных техник аппликации.
5. С/Р игра «Зоопарк».
6. Музыкально-художественная деятельность. Заучивание песни «Земля - наш общий дом» музыка Н.Б. Караваевой.
7. Исследовательская деятельность: изготовление краски из растений и ягод.
8. Проведение дидактических игр и упражнений:
Д/игры и упражнения: «Подбери клюв», «Что я за зверь?», «Рассмотри картинку и найди пять (семь) отличий», «Напоминающие знаки», «Кто нарисован».
Работа с интерактивным оборудованием: Smart доска - д/игры «Чей хвост», «Четвертый лишний»; Интерактивная песочница.
9. Оформление выставок детских работ:
· «Важные природоохранные знаки»,
· «Лекарственные растения»,
· «Животные в моем крае».
10. Презентация страничек сборника семейного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой (растения и животные)».
11. Оформление фото выставки «Красная книга Прикамья».
12. Провести анкетирование детей по данной теме, через мультимедийные технологии (участие в викторине для дошкольников «Красная книга России»).
Контрольно-аналитический:
1. Провести анкетирование родителей с целью удовлетворенности о проделанной работе по проекту.
2. Мониторинг знаний детей о растениях и животных нашего края, занесенных в Красную книгу (через создание тематических альбомов).
Обобщающий: Фотовыставка «Берегите природу».
План реализации проекта:
Мероприятия, их задачи |
Сроки |
Участники |
Предполагаемый результат |
Подготовительный этап 1. Подбор и анализ методической литературы и наглядного материала. Задачи: развивать познавательную активность у всех участников проекта. (пополнять копилку методических материалов) |
Воспитатели |
Наглядный материал. |
|
2. Ознакомление с проектом родителей на родительском собрании. Задачи: создавать условия для проявления активной экологической позиции родителей. |
Воспитатели |
Обогащение педагогической компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детьми. |
|
Основной этап 1. Беседы: «Знакомство с документом «Красная книга», «Флора и фауна Пермского края, занесенная в «Красную книгу». Задачи: Познакомить с основным содержанием Красной книги Прикамья. |
Воспитатели |
Обогащение ППРС Иллюстрированным материалом, раскрасками, дидактическими играми. |
|
2. Просмотр познавательных видеофильмов «Красная книга России », «Красная книга Прикамья »; мультурок «О черном аисте и белом подснежнике», мультфильм «Красная книга. Смешарики». Задачи: развивать познавательный интерес к животному и растительному миру и людям, которые за ними ухаживают и берегут природу. |
|
Воспитатели |
Пополнение видеотеки |
3. Чтение сказок, стихов, загадок: «Красная книга России», «Зелена страна» Е. Серова. «Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова., 1000 загадок, «Лекарственные растения в народной медицине» В.П. Махлаюк. «Самая красивая энциклопедия животных» Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия, ия Школьник. Растения. Полная энциклопедия. Задачи: воспитывать интерес к художественной литературе, активизировать словарный запас детей и развивать слуховое внимание, речь. |
Воспитатели, дети |
Выставка книг |
|
4. Изобразительная деятельность: Рисование по алгоритму «Исчезающие животные (белку-летягу, рысь, выхухоль, черный аист, степной орел) и растения (подснежник, мать-и-мачеха ». Задачи: учить детей рисовать с использованием алгоритмов. Учить передавать основные особенности строения цветов, животных занесенных в Красную Книгу на основе рисования по алгоритмам Аппликация «Весенний подснежник». Задачи: учить изготавливать цветы подснежники, с использованием нетрадиционных техник аппликации. |
|
Воспитатели, дети |
Выставка детских работ. |
5. С/Р игра «Зоопарк». Задача: обогащать представления детей о диких животных, занесенных в Красную книгу. |
Воспитатели, дети |
Картотека сюжетных картинок для с/р игры. |
|
6. Музыкально-художественная деятельность. Заучивание песни «Земля - наш общий дом» музыка Н.Б. Караваевой. Задача: развивать воображение, умение выражать свое эмоциональное отношение к природе через музыкальную композицию. |
В течении проекта |
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети |
Картотека мнемотаблиц для заучивания песен. |
7. Исследовательская деятельность: изготовление краски из растений и ягод. Задачи: создавать условия для элементарной опытно-экспериментальной деятельности дети. |
В течение всего проекта |
Воспитатели и дети |
Фиксационные карты. |
8. Проведение дидактических игр и упражнений: Д/игры и упражнения: «Подбери клюв», «Что я за зверь?», «Рассмотри картинку и найди пять (семь) отличий», «Напоминающие знаки», «Кто нарисован». Задачи: развивать у детей логическое мышление, ориентировку на листе бумаги, внимание, коммуникативные навыки. |
В течении проекта. |
Воспитатели, дети |
Картотека дидактических игр и упражнений. |
9. Работа с интерактивным оборудованием: Smart доска - д/игры «Чей хвост», «Четвертый лишний». |
В течении проекта. |
Воспитатели, дети |
Пополнение играми развивающей среды. |
10. Оформление выставок детско-родительских работ: «Важные знаки», «Лекарственные растения», «Животные в моем крае». Задачи: поддерживать у детей положительные эмоции к результатам совместного творчества. |
В течение проекта. |
Воспитатели, родители, дети |
Фотоотчет. |
11. Презентация страничек сборника семейного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой». Задачи: предоставить возможность для совместного творчества, самовыражения родителей и детей. |
В течение проекта. |
Воспитатели, дети |
Фото отчет. |
Контрольно-аналитический |
|||
1. Оформление фото выставки «НашаКрасная книга Прикамья». Задачи: представить обобщенные результаты совместной работы участников проекта 2.Провести анкетирование детей по данной теме, через мультимедийные технологии (участие в викторине для дошкольников «Красная книга России»). Задачи: выявление знаний детей о Красной книге с использованием сайта «Совушка». 3. Анкетирование родителей. |
В течение проекта. Апрель |
Воспитатели, Родители, Воспитатели. |
Фотоотчет. Дипломы и сертификаты. Аналитическая справка. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В результате работы над проектом:
· Сформированы представления детей о Красной книге, как о документе; развито осознанно правильное отношение детей к животным и растениям.
· У детей сформированы навыки наблюдательности и самостоятельной исследовательской работы, при изучении отдельных видов растений и животных .
· Появилось заботливое отношение к животным и растениям окружающего мира.
· Вручение дипломов и сертификатов участникам викторины «Красная книга России» сайта «Совушка».
Продукт проекта: Оформление «Красной книги Прикамья» (совместная деятельность воспитателей, детей и родителей).
Условия реализации:
Материально-технические ресурсы:
· изготовление атрибутов для проведения д/игр;
· компьютер;
· принтер;
· бумага белая, цветная;
· краски, кисточки, клей;
· изготовление масок для с/р игры;
· трафареты;
· фотоаппарат.
Финансовые ресурсы: спонсоры проекта - родители.
Программно-методические ресурсы:
· методические разработки бесед;
· информация для родителей;
· тематические альбомы;
· демонстрационный материал;
· художественная литература;
· видеоматериалы.
Информационные ресурсы:
· папки-передвижки в родительский уголок;
· выступление на родительском собрании;
· консультации.
Возможные риски:
· карантин;
· не активное участие родителей.
Трансляция опыта:
· фото отчет;
· выставка рисунков, коллективных работ;
· презентация страничек для сборника «Красная книга Прикамья».
· Презентация проекта на педсовете, на конференциях, методобъединениях.
· Размещение информации на официальной странице детского сада ВКонтакте.
Перспектива трансляции опыта:
· выставить проект на конкурс в МАДОУ «ЦРР детский сад №69» под названием «Земля у нас одна – другой не будет никогда»;
· презентация проекта на конференциях ГМО.