Проект «Береги природу Пермского края»

Дата публикации: 2022-02-04 09:21:50
Статью разместил(а):
Воронкина Марина Юрьевна

Проект «Береги природу Пермского края»

 Авторы: Полуэктова В.И. и Воронкина М.Ю.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 69», г. Пермь

 

Аннотация: Проект «Береги природу Пермского края» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Он  носит комплексный характер - включает в себя исследовательски - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей. 

 

Участники: дети старшей группы, родители детей, воспитатели группы, музыкальный руководитель

Всего 25 детей и 25 родителей.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная;

развитие речи;

познавательное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Основания для разработки, проблема:

Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение грызунов, насекомых - опасных  переносчиков различных инфекционных заболеваний. Проблема загрязнения окружающей среды, воды, воздуха выбросами промышленных предприятий все больше обращает на себя внимания современного общества и влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Поэтому, актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению.

Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Именно в период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

В нашей группе появилась книга «О черном аисте и белом подснежнике», в которой рассказывается о растениях и животных занесенных в Красную книгу Пермского края. Мы очень заинтересовались ей и решили более подробно узнать о растительном и животном мире нашего края, которые,  к сожалению исчезают. В рамках нашего проекта родители и дети много узнавали  о флоре и фауне нашего края, оформляли книги и презентации.

Цель проекта: Формирование экологической культуры у всех участников проекта.

Задачи:

1. Образовательная: формировать представление дошкольников о Красной книге как о документе по охране растений и животных.

2. Развивающая: развивать наблюдательность, навыки самостоятельной исследовательской деятельности при изучении отдельных видов растений и животных Пермского края и художественно-творческие способности у детей.

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационный:

-       выбор темы, постановка цели и задач;

-       подбор и анализ методической литературы и наглядного материала;

-       определение последовательности выполнения работ;

-       привлечение родителей к сотрудничеству.

Основной:

1. Беседы: «Знакомство с документом «Красная книга», «Флора и фауна Пермского края, занесенная в «Красную книгу».

2. Просмотр познавательных видеофильмов «Красная книга России»,«Красная книга Прикамья»; мультурок «О черном аисте и белом подснежнике», мультфильм «Красная книга. Смешарики».

3. Чтение сказок, стихов, загадок: «Красная книга России», «Зелена страна» Е. Серова, «Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова, 1000 загадок, «Лекарственные растения в народной медицине» В.П. Махлаюк, «Самая красивая энциклопедия животных» Школьник Ю.К., Животные. Полная энциклопедия, Юлия Школьник. Растения. Полная энциклопедия.

4. Изобразительная деятельность:

· Рисование по алгоритму «Исчезающие животные (белку-летягу, рысь, выхухоль, черный аист, степной орел) и растения (подснежник, мать-и-мачеха).               

· Аппликация «Весенний подснежник». Задачи: учить изготавливать цветы подснежники, с использованием нетрадиционных техник аппликации.

5. С/Р игра «Зоопарк».

6. Музыкально-художественная деятельность. Заучивание песни «Земля - наш общий дом» музыка Н.Б. Караваевой.

7. Исследовательская деятельность: изготовление краски из растений и ягод.

8. Проведение дидактических игр и упражнений:

Д/игры и упражнения: «Подбери клюв», «Что я за зверь?», «Рассмотри картинку и найди пять (семь) отличий», «Напоминающие знаки», «Кто нарисован».

Работа с интерактивным оборудованием: Smart доска - д/игры  «Чей хвост», «Четвертый лишний»; Интерактивная песочница.

9. Оформление выставок детских работ:

·        «Важные природоохранные знаки»,

·        «Лекарственные растения»,

·        «Животные в моем крае».

10. Презентация страничек сборника семейного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой (растения и животные)».

11. Оформление фото выставки «Красная книга Прикамья».

12. Провести анкетирование детей по данной теме, через мультимедийные технологии  (участие в викторине для дошкольников «Красная книга России»).

Контрольно-аналитический:

1. Провести анкетирование родителей с целью удовлетворенности о проделанной работе по проекту.

2. Мониторинг знаний детей о растениях и животных нашего края, занесенных в Красную книгу (через создание тематических альбомов).

Обобщающий: Фотовыставка «Берегите природу».

                           

План реализации проекта:

Мероприятия, их задачи

Сроки

Участники

Предполагаемый результат

Подготовительный этап

1.  Подбор и анализ методической литературы и наглядного материала. Задачи: развивать познавательную активность у всех участников проекта. (пополнять копилку методических материалов)

 

Воспитатели

Наглядный материал.

2. Ознакомление с проектом родителей на родительском собрании.

Задачи: создавать условия для проявления активной экологической позиции родителей.

 

Воспитатели

Обогащение педагогической компетентности  родителей в вопросах взаимодействия с детьми.

Основной этап

1. Беседы: «Знакомство с документом «Красная книга», «Флора и фауна Пермского края, занесенная в «Красную книгу».

Задачи: Познакомить с основным содержанием Красной книги Прикамья.

 

Воспитатели

Обогащение ППРС

Иллюстрированным материалом, раскрасками, дидактическими играми.

2. Просмотр познавательных  видеофильмов  «Красная книга России »,

«Красная книга Прикамья  »;  мультурок «О черном аисте и белом подснежнике», мультфильм «Красная книга. Смешарики». Задачи: развивать познавательный интерес к животному и растительному миру и людям, которые за ними ухаживают и берегут природу.                   

 

Воспитатели

Пополнение видеотеки

3. Чтение сказок, стихов, загадок: «Красная книга России», «Зелена страна»  Е. Серова.

«Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова.,  1000 загадок, «Лекарственные растения в народной медицине» В.П. Махлаюк.

«Самая красивая энциклопедия животных» Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия,  ия Школьник. Растения. Полная энциклопедия.

Задачи: воспитывать интерес к художественной литературе, активизировать словарный запас детей и развивать слуховое внимание, речь.

 

Воспитатели,

дети

Выставка книг

4. Изобразительная деятельность:

Рисование  по  алгоритму «Исчезающие животные (белку-летягу, рысь, выхухоль, черный аист, степной орел) и растения (подснежник, мать-и-мачеха ».

Задачи: учить детей рисовать  с использованием алгоритмов. Учить передавать основные особенности строения цветов, животных занесенных в Красную Книгу на основе рисования по алгоритмам

Аппликация «Весенний подснежник».

Задачи: учить изготавливать цветы подснежники, с использованием   

нетрадиционных техник аппликации.

 

Воспитатели,

дети

Выставка детских работ.

5. С/Р игра «Зоопарк».

Задача: обогащать представления детей  о диких животных, занесенных в Красную книгу.

 

Воспитатели,

дети 

Картотека сюжетных картинок для с/р игры.

6. Музыкально-художественная деятельность. Заучивание  песни «Земля - наш общий дом»  музыка Н.Б. Караваевой.

Задача: развивать воображение, умение выражать свое эмоциональное отношение к природе через музыкальную композицию.

В течении проекта

Воспитатели, музыкальный руководитель,

дети 

Картотека мнемотаблиц для заучивания песен.

7. Исследовательская деятельность: изготовление краски из растений и ягод.

Задачи: создавать условия для элементарной  опытно-экспериментальной деятельности дети.

В течение всего проекта

Воспитатели и дети 

Фиксационные карты.

8. Проведение дидактических игр и упражнений:

Д/игры и упражнения: «Подбери клюв», «Что я за зверь?», «Рассмотри картинку и найди пять (семь) отличий», «Напоминающие знаки», «Кто нарисован».

Задачи: развивать у детей логическое мышление, ориентировку на листе

бумаги, внимание, коммуникативные навыки.

В течении проекта.

Воспитатели,

дети 

Картотека дидактических игр и упражнений.

9. Работа с интерактивным оборудованием:

Smart доска - д/игры  «Чей хвост», «Четвертый лишний».

В течении проекта.

Воспитатели,

дети 

Пополнение играми развивающей среды.

10. Оформление выставок детско-родительских работ:

«Важные знаки»,

«Лекарственные растения»,

«Животные в моем крае».

Задачи: поддерживать у детей положительные эмоции к результатам совместного творчества.

В течение проекта.

Воспитатели, родители,

дети

Фотоотчет.

11. Презентация страничек сборника семейного творчества «Рисуем вместе с мамой и папой».

Задачи: предоставить возможность для совместного творчества, самовыражения родителей и детей.

В течение  проекта.

Воспитатели,

дети 

Фото отчет.

Контрольно-аналитический

1. Оформление фото выставки «НашаКрасная книга Прикамья».

Задачи: представить обобщенные результаты совместной работы участников проекта

2.Провести анкетирование детей по данной теме, через мультимедийные технологии  (участие в викторине для дошкольников «Красная книга России»).

Задачи: выявление знаний детей о Красной книге с использованием сайта «Совушка».

3. Анкетирование родителей.

В течение проекта. 

Апрель

Воспитатели,

Родители,

Воспитатели. 

Фотоотчет.

Дипломы и сертификаты.

Аналитическая справка.

                                    

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В результате работы над проектом:

· Сформированы представления детей о Красной книге, как о документе; развито осознанно правильное отношение детей к животным и растениям.

· У детей сформированы навыки наблюдательности и самостоятельной исследовательской работы, при изучении отдельных видов растений и животных .

· Появилось заботливое отношение к животным и растениям окружающего мира.

· Вручение дипломов и сертификатов участникам викторины «Красная книга России» сайта «Совушка».

Продукт проекта: Оформление «Красной книги Прикамья» (совместная деятельность воспитателей, детей и родителей).

Условия реализации:

Материально-технические ресурсы:

·        изготовление атрибутов для проведения д/игр;

·        компьютер;

·        принтер;

·        бумага белая, цветная;

·        краски, кисточки, клей;

·        изготовление масок для с/р игры;

·        трафареты;

·        фотоаппарат.

Финансовые ресурсы: спонсоры проекта - родители.

Программно-методические ресурсы:

·        методические разработки бесед;

·        информация для родителей;

·        тематические альбомы;

·        демонстрационный материал;

·        художественная литература;

·        видеоматериалы.

Информационные ресурсы:

·        папки-передвижки в родительский уголок;

·        выступление на родительском собрании;

·        консультации.

Возможные риски:

·        карантин;

·        не активное участие родителей.

Трансляция опыта:

·        фото отчет;

·        выставка рисунков, коллективных работ;

·        презентация страничек для сборника «Красная книга Прикамья».

·        Презентация проекта на педсовете, на конференциях, методобъединениях.

·        Размещение информации на официальной странице детского сада ВКонтакте.

Перспектива трансляции опыта:

·        выставить  проект на конкурс в МАДОУ «ЦРР детский сад №69» под названием «Земля у нас одна – другой не будет никогда»;

·        презентация проекта на конференциях ГМО.