Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Сценический костюм в детской хореографии

Дата публикации: 2023-12-22 12:38:44
Статью разместил(а):
Нелюбина Ольга Геннадьевна

Сценический костюм в детской хореографии

Автор: Нелюбина Ольга Геннадьевна

 

Театр начинается с вешалки. Для зрителей – с гардероба, для артистов – гардеробной и гримерки.  Театр – это синтетическое искусство, вобравшее в себя различные виды искусства, это и музыка, и пластика, и конечно, эффектные сценические костюмы.

Сценический костюм помогает раскрытию образа, не мешает движению исполнителя. За счет сценической одежды хореографу легче донести до зрителя тот или иной образ. Этот термин обычно используется только для той одежды, которая специально изготавливается для конкретного исполнителя и концертного номера и является важным элементом создания целостного и выразительного сценического художественного образа произведения.

Костюм.

Костюм (от лат. costume) - это одежда в общем смысле или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.

Костюм в хореографии является неотъемлемой частью комплекса оформления произведения и отвечает требованию идейного содержания и специфики именно хореографического искусства. Роль костюма в хореографии значительно важнее, чем, например, в опере. Так как танец лишен, в основном, словесного текста его зрелищная сторона несет особую нагрузку. Он характеризует персонажей, выявляет их особенности: исторические, социальные, национальные и т.п.

К понятию "сценический костюм" чаще всего относят все, что искусственно изменяет внешний вид человека (одежда, обувь, прическу, украшения, аксессуары, макияж) для создания определенного образа на сцене. Костюм является не только внешней формой танца, он органически связан с его содержанием, является лицом хореографического произведения и его «визитной карточкой».

Основной функцией сценического костюма является помощь в понимании той или иной концепции, информированности зрителей о создаваемом образе, приближает к пониманию творческой индивидуализации личности и образного мышления исполнителя. С помощью костюма можно раскрыть внутренний мир героя, его облик, любую характеристику среды, в которой происходит действие. Еще одним важным компонентом в костюме, который остается не без внимания — это цвет.

Разнообразие стилей, направлений хореографического искусства актуализирует важность специфики костюмов. Более точными и канонически разработанными являются костюмы для классических балетных спектаклей.

Ж.-Ж. Новерр предложил коренные реформы балетного костюма, выступая против огромных париков, масок, громоздких костюмов. Он выступал за гармонию всех выразительных средств балетного спектакля, в частности, декораций и костюмов, художественно осмысленную достоверность, за правдоподобие костюмов определенной эпохи, национальности и т.д. Этими принципами создатели костюмов для классических балетных постановок руководствуются и по сей день.

Для современной и народно-сценической хореографии, как правило, нет строгих критериев в исполнении.

Создание модного, современного танцевального костюма требует не только вкуса, но и опыта, знания особенностей конкретной хореографии. 

Костюм для детского хореографического коллектива.

В хореографическом искусстве разработка сценического костюма процесс кропотливый и творческий.

Театральный костюм подчиняется определенным сценическим требованиям (свет, расстояние, расположение исполнителей на сцене и т.д.) Его нельзя перегружать мелкими деталями, т.к. они не будут видны зрителю; нельзя использовать ткани блеклого цвета: полутона на сцене сливаются, создают одинаковый колорит. Особое внимание надо обращать на сочетание цвета тканей для костюмов (учитывая рисунок массового танца) или гармонию расцветки костюма (сольные, парные танцы).

Детский костюм должен соответствовать принципам безопасности и комфортности. Подбирая ткань стоит помнить о том, чтобы ткань не вызывала аллергических реакций, при этом «дышала», фурнитура и детали украшения не царапали, крой был свободный, не стесняющий движения.

При кажущейся простоте кроя, костюм должен быть сшит качественно. Очень важно, чтобы во время танца не случилось отрыва деталей, пуговиц и пр., что может испортить настроение ребенку, и, как следствие, все мероприятие.

Костюмы к детским танцам разных народов над выполнять, обязательно руководствуясь этнографическим материалом, умело внося изменения в костюмы взрослых, соответственно возрасту юных исполнителей. Результатом должен стать не только красивый и легкий, но и удобный в движении костюм, не стесняющий любые па танца (вращения, прыжки, взмахи рук, ног и т.д.)

Стремление всех участников танцевального сообщества к улучшению, совершенствованию костюмов позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие искусства создания танцевального костюма и услуг по их изготовлению. Поэтому нужно быть внимательным и ориентироваться в нюансах создания будущего костюма, прислушиваться к специалистам при принятии решения о том, что, как, из чего и где шить, и это поможет хорошо и гармонично выглядеть на сцене.

В разные годы с педагогами студии танца и пластики «Метаморфозы» Еленой Михайловной Федоровой и Ольгой Владимировной Ивановой работали лучшие специалисты в создании сценических костюмов – Новикова Инна Александровна – художник по костюмам, Алла Анатольевна Григорьева, художник, член Санкт – Петербургского союза художников, Ирина Юрьевна Пименова – член Союза художников России (театральная секция) и Владимир Михалко – художник, Елена Борисовна Гуминская - модельер - член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга.

Неоценимую помощь в подборе, ремонту и советах по хранению и эксплуатации костюмов оказывает костюмер ТКК «Карнавал» Елена Арнольдовна Семенец.

За 32 сезона в студии собрана прекрасная костюмная коллекция к спектаклям и номерам. Среди них есть костюмы, которые хранятся как память о поставленных номерах.

На нашей выставке можно увидеть костюмы разных лет, исторические и новые, созданные для будущих номеров. Мы желаем вам насладится совместным творчеством хореографов и художников. 

 

. . .. .