Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Несколько аспектов профориентационной работы на уроках изобразительного искусства

Дата публикации: 2023-11-27 17:04:23
Статью разместил(а):
Харламова Марина Николаевна

Несколько аспектов профориентационной работы на уроках изобразительного искусства

Автор: Харламова Марина Николаевна

ГБОУ СОШ № 342 Невского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой статье рассказывается о профессиях, где можно применить талант и мастерство к живописи, изобразительной грамоты, художественных способностей.

Ключевые слова: профориентация, изобразительное искусство, профессия.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

В современном обществе профессиональное самоопределение и самоидентификация происходит спонтанно и временами стихийно. Многие обучающиеся не стремятся к получению новых знаний, не знают многих профессий, где им можно было бы реализовать свои природные способности и возможности. Педагог имеет возможность рассказать им больше о тех профессиях, где можно применить навыки, знания и умения, приобретенные на его занятиях.

Все обучающиеся условно делятся на две группы, это те, которые знают, чем бы хотели заниматься по жизни, в какое учебное заведение хотели бы поступить. И другая группа, которая затрудняется в своих предпочтениях, умениях, не может определиться с выбором любимого занятия, с учетом своих способностей.

Зачастую освоение той или иной профессии обучающихся определяется выбором родителей. Определенные признаки, а именно, высокие показатели по предметам, продолжение семейной династии, социальный статус и материальное благосостояние – всё это может скорректировать и сыграть роль в сортировке учебных заведений.

Проблема заключается в том, что сам ребёнок, будучи школьником, ещё до конца не понимает нравится ему профессия выбранная или родителями, или по другим аспектам. Лишь начав обучение в ВУЗе или профессиональном учебном заведении, происходит понимание - его эта специальность или нет. Вкладывая большой труд при поступлении (материальные затраты, эмоционально-психологические, умственные и затраченное время) не каждый согласиться пройти всё заново в новой образовательной области. К сожалению, такие ситуации встречаются очень часто, и если бы на современном этапе развития обучения в школе и в дополнительном образовании придавали особую актуальность проблеме профессионального самоопределения обучающихся, то такой вопрос бы не поднимался.

Цель профессиональной ориентации заключается в формировании осознанного самоопределения, которое бы соответствовало индивидуальным, личностным качествам детей.

Овладев любимым мастерством, делом, профессией перед молодым специалистом открываются широкие горизонты. Он способен реализовать свои приобретенные умения, навыки и найти им применение.

Основные задачи:

· Ознакомление обучающихся с различными профессиями, а также современными и новыми, их назначением.

· Информирование о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности.

· Пути получения профессии.

Логично начинать профориентационную работу с самого раннего возраста. Те родители, которые записывают своих детей в различные кружки, секции, студии по интересам, несомненно, поступают правильно, т.к. это позволяет выявлять их наклонности и способности.

Существенным компонентом системы профессиональной ориентации детей является работа педагогов дополнительного образования. Профессиональное просвещение может осуществляться путем беседы, рассказов, различных экскурсий, встреч с интересными людьми. Возможно использование литературных источников и видеозаписи.

Ознакомление обучающихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии: 

· краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;

· основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

· содержание и характер трудовой деятельности;

· общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии.

3. Система подготовки к профессии:

· пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы;

· связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе.

Теперь подробней хочу остановиться на тех профессиях, где можно применить свой талант - рисовать. Рисование - это искусство. Полезно ли уметь рисовать? Существует большое число профессий, связанных с рисованием. В России принята трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ.

Художник.

Художник - это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. А в более возвышенном, творческом смысле - это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях земную красоту, он вкладывает в них свои чувства и мысли. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают мир.

Художник может работать в разных направлениях:

  • художественно-творческом;
  • реставрационном;
  • научно-исследовательском;
  • педагогическом;
  • художественно-просветительском.

Художники, в зависимости от специализации, могут работать: в личной студии, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.

Важные личные качества:

  • художественный талант, которому нельзя научить— он либо есть, либо нет;
  • богатое воображение и фантазия;
  • наблюдательность — умение замечать мелкие детали;
  • избирательность внимания — способность выделить из окружающей действительности то, что необходимо для конкретного замысла;
  • глубокая интуиция, позволяющая проникать в самую суть явлений;
  • наглядно-образное мышление и пространственное воображение.

Где учат:

· Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова.

· Московский художественно-промышленный институт им. С.Г. Строганова.

· Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона.

· Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

· Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.

Дизайнер 

Невозможно стать дизайнером, не умея рисовать. Это одна из немногих профессий, которая доставляет огромное удовольствие и может заменить ваше хобби. Возможность зарабатывать любимым занятием - это огромный плюс. Есть дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер, есть дизайнер одежды. Эти профессии очень разные, хоть и называются дизайнер.

Ландшафтный дизайнер.

Ландшафтный дизайнер — специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков. Задача ландшафтного дизайна - создание гармоничного пространства, в котором сочетаются красота и удобство.

Рабочее место.

Ландшафтные дизайнеры работают в студиях дизайна и архитектуры, в компаниях, занимающихся строительством коттеджей. Но они могут работать и в качестве независимых специалистов.

Где учат:

· Московский государственный университет леса. Специальность: садово-парковое и ландшафтное строительство.

· Московская сельскохозяйственной академия им. К. А. Тимирязева. Специальность: ландшафтная архитектура, дизайн архитектурной среды.

Дизайнер одежды.

Дизайнер одежды – специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Дизайн – сложная, кропотливая работа. Дизайнер находится в постоянном творческом поиске, разрабатывает новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, находки других дизайнеров, посещает музеи, показы, выставки, где может почерпнуть что-то новое и найти вдохновение для новых идей.

Необходимые профессиональные навыки и знания:

  • наличие навыков кройки и шитья;
  • знание истории костюма, разных стилей и направлений в дизайне;
  • наличие развитого художественного вкуса, чувства меры и стиля;
  • умение разбираться в видах тканей, меха, кожи;
  • умение видеть готовый продукт целиком.

Ведущие вузы в области дизайна одежды: 

  • Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина (МГТУ им. А.Н. Косыгина);
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА).

Художник по росписи ткани.

Художник по росписи ткани – это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи.

Особенности профессии.

Художник выбирает технику росписи, создаёт эскизы рисунков по ткани, разрабатывает композицию и воплощает замысел на изделии с помощью специальных красок. Существуют разные техники росписи по ткани: узелковая техника, контурная роспись, набойка, свободная роспись, аэрография и др.

Художник росписи по ткани может работать в художественных мастерских, студиях, индивидуально.

Где учат:

Получить специальность «художник по росписи ткани» можно в художественных училищах, колледжах. Например,

· Колледж декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже №36.

· Некоторые виды росписи можно освоить на курсах батика.

Художник текстильного рисунка.

Художник текстильного рисунка, отвечает за художественное оформление ткани. Не путать с художником по росписи ткани (он расписывает ткань). Художник текстильного рисунка выполняет рисунок для ткани на бумаге, который в готовом виде будет называться крок, и выполнен будет с учетом технологии производства. Затем рисунок проходит много стадий работы с разными специалистами. 

Рабочее место художника текстильного рисунка - на текстильном производстве в художественной мастерской.

Ведущие вузы: 

  • Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина (МГТУ им. А.Н. Косыгина);
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА).

«Уметь рисовать!» - может быть не только вашим хобби, но и приносить доход. Вы всё ещё спрашиваете: «Полезно ли уметь рисовать?».

 

. . .. .