Несколько аспектов профориентационной работы на уроках изобразительного искусства
Несколько аспектов профориентационной работы на уроках изобразительного искусства
Автор: Харламова Марина Николаевна
ГБОУ СОШ № 342 Невского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В этой статье рассказывается о профессиях, где можно применить талант и мастерство к живописи, изобразительной грамоты, художественных способностей.
Ключевые слова: профориентация, изобразительное искусство, профессия.
Тематическая рубрика: Среднее образование.
В современном обществе профессиональное самоопределение и самоидентификация происходит спонтанно и временами стихийно. Многие обучающиеся не стремятся к получению новых знаний, не знают многих профессий, где им можно было бы реализовать свои природные способности и возможности. Педагог имеет возможность рассказать им больше о тех профессиях, где можно применить навыки, знания и умения, приобретенные на его занятиях.
Все обучающиеся условно делятся на две группы, это те, которые знают, чем бы хотели заниматься по жизни, в какое учебное заведение хотели бы поступить. И другая группа, которая затрудняется в своих предпочтениях, умениях, не может определиться с выбором любимого занятия, с учетом своих способностей.
Зачастую освоение той или иной профессии обучающихся определяется выбором родителей. Определенные признаки, а именно, высокие показатели по предметам, продолжение семейной династии, социальный статус и материальное благосостояние – всё это может скорректировать и сыграть роль в сортировке учебных заведений.
Проблема заключается в том, что сам ребёнок, будучи школьником, ещё до конца не понимает нравится ему профессия выбранная или родителями, или по другим аспектам. Лишь начав обучение в ВУЗе или профессиональном учебном заведении, происходит понимание - его эта специальность или нет. Вкладывая большой труд при поступлении (материальные затраты, эмоционально-психологические, умственные и затраченное время) не каждый согласиться пройти всё заново в новой образовательной области. К сожалению, такие ситуации встречаются очень часто, и если бы на современном этапе развития обучения в школе и в дополнительном образовании придавали особую актуальность проблеме профессионального самоопределения обучающихся, то такой вопрос бы не поднимался.
Цель профессиональной ориентации заключается в формировании осознанного самоопределения, которое бы соответствовало индивидуальным, личностным качествам детей.
Овладев любимым мастерством, делом, профессией перед молодым специалистом открываются широкие горизонты. Он способен реализовать свои приобретенные умения, навыки и найти им применение.
Основные задачи:
· Ознакомление обучающихся с различными профессиями, а также современными и новыми, их назначением.
· Информирование о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности.
· Пути получения профессии.
Логично начинать профориентационную работу с самого раннего возраста. Те родители, которые записывают своих детей в различные кружки, секции, студии по интересам, несомненно, поступают правильно, т.к. это позволяет выявлять их наклонности и способности.
Существенным компонентом системы профессиональной ориентации детей является работа педагогов дополнительного образования. Профессиональное просвещение может осуществляться путем беседы, рассказов, различных экскурсий, встреч с интересными людьми. Возможно использование литературных источников и видеозаписи.
Ознакомление обучающихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
· краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
· основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии:
· содержание и характер трудовой деятельности;
· общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии.
3. Система подготовки к профессии:
· пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы;
· связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе.
Теперь подробней хочу остановиться на тех профессиях, где можно применить свой талант - рисовать. Рисование - это искусство. Полезно ли уметь рисовать? Существует большое число профессий, связанных с рисованием. В России принята трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ.
Художник.
Художник - это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. А в более возвышенном, творческом смысле - это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях земную красоту, он вкладывает в них свои чувства и мысли. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают мир.
Художник может работать в разных направлениях:
- художественно-творческом;
- реставрационном;
- научно-исследовательском;
- педагогическом;
- художественно-просветительском.
Художники, в зависимости от специализации, могут работать: в личной студии, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.
Важные личные качества:
- художественный талант, которому нельзя научить— он либо есть, либо нет;
- богатое воображение и фантазия;
- наблюдательность — умение замечать мелкие детали;
- избирательность внимания — способность выделить из окружающей действительности то, что необходимо для конкретного замысла;
- глубокая интуиция, позволяющая проникать в самую суть явлений;
- наглядно-образное мышление и пространственное воображение.
Где учат:
· Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова.
· Московский художественно-промышленный институт им. С.Г. Строганова.
· Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона.
· Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
· Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.
Дизайнер
Невозможно стать дизайнером, не умея рисовать. Это одна из немногих профессий, которая доставляет огромное удовольствие и может заменить ваше хобби. Возможность зарабатывать любимым занятием - это огромный плюс. Есть дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер, есть дизайнер одежды. Эти профессии очень разные, хоть и называются дизайнер.
Ландшафтный дизайнер.
Ландшафтный дизайнер — специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков. Задача ландшафтного дизайна - создание гармоничного пространства, в котором сочетаются красота и удобство.
Рабочее место.
Ландшафтные дизайнеры работают в студиях дизайна и архитектуры, в компаниях, занимающихся строительством коттеджей. Но они могут работать и в качестве независимых специалистов.
Где учат:
· Московский государственный университет леса. Специальность: садово-парковое и ландшафтное строительство.
· Московская сельскохозяйственной академия им. К. А. Тимирязева. Специальность: ландшафтная архитектура, дизайн архитектурной среды.
Дизайнер одежды.
Дизайнер одежды – специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.
Дизайн – сложная, кропотливая работа. Дизайнер находится в постоянном творческом поиске, разрабатывает новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, находки других дизайнеров, посещает музеи, показы, выставки, где может почерпнуть что-то новое и найти вдохновение для новых идей.
Необходимые профессиональные навыки и знания:
- наличие навыков кройки и шитья;
- знание истории костюма, разных стилей и направлений в дизайне;
- наличие развитого художественного вкуса, чувства меры и стиля;
- умение разбираться в видах тканей, меха, кожи;
- умение видеть готовый продукт целиком.
Ведущие вузы в области дизайна одежды:
- Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина (МГТУ им. А.Н. Косыгина);
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА).
Художник по росписи ткани.
Художник по росписи ткани – это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи.
Особенности профессии.
Художник выбирает технику росписи, создаёт эскизы рисунков по ткани, разрабатывает композицию и воплощает замысел на изделии с помощью специальных красок. Существуют разные техники росписи по ткани: узелковая техника, контурная роспись, набойка, свободная роспись, аэрография и др.
Художник росписи по ткани может работать в художественных мастерских, студиях, индивидуально.
Где учат:
Получить специальность «художник по росписи ткани» можно в художественных училищах, колледжах. Например,
· Колледж декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже №36.
· Некоторые виды росписи можно освоить на курсах батика.
Художник текстильного рисунка.
Художник текстильного рисунка, отвечает за художественное оформление ткани. Не путать с художником по росписи ткани (он расписывает ткань). Художник текстильного рисунка выполняет рисунок для ткани на бумаге, который в готовом виде будет называться крок, и выполнен будет с учетом технологии производства. Затем рисунок проходит много стадий работы с разными специалистами.
Рабочее место художника текстильного рисунка - на текстильном производстве в художественной мастерской.
Ведущие вузы:
- Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина (МГТУ им. А.Н. Косыгина);
- Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА).
«Уметь рисовать!» - может быть не только вашим хобби, но и приносить доход. Вы всё ещё спрашиваете: «Полезно ли уметь рисовать?».