Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Финансовая грамотность во внеурочной деятельности на уровне общего образования

Дата публикации: 2023-04-12 23:43:11
Статью разместил(а):
Бочарова Татьяна Сергеевна

Финансовая грамотность во внеурочной деятельности на уровне общего образования

Авторы: Петрыкина Марина Анатольевна

и Бочарова Татьяна Сергеевна

МБОУ "Гимназия № 7", г. Чехов

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что финансовая грамотность во внеурочной деятельности позволяет реализовывать вариативность образовательной программы на уровне общего образования. Игровая форма на занятиях способствует развитию компетенций учащихся по функциональной грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, внеурочная деятельность, игровая форма, педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение вопроса следует начинать именно с определения. 

Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал 

3 составляющие финансовой грамотности:

  • Умение зарабатывать деньги.  
  • Умение управлять деньгами.  
  • Финансовая независимость.  

Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход 

Быть финансово грамотным – это выгодно, престижно и интересно! Предлагаю вам в этом убедиться сегодня на нашей развлекательно-развивающей игре «Товар-деньги-товар». Правила игры:

Вы делитесь на команды, выбираете командира, придумываете название команды. Мои помощники:  

- работники банка - они будут проверять ваши ответы и выдавать вам заработанные деньги;

- работники магазина - они будут продавать вам конфеты.

Выполняя задания вы зарабатываете деньги (символические). Каждое задание имеет свою цену. На каждое задание отводится определенное время, в которое необходимо уложиться. В конце игры каждая команда «Сколотит капитал», распорядиться которым можно по разному. Командир может распределить деньги между игроками в соответствии вклада каждого в победу или всем поровну. Получив деньги вы отправляетесь в магазин и покупаете конфеты. Ассортимент конфет большой и различный по цене, и вам  необходимо потратить деньги «без сдачи». Победит та команда, которая заработает больше денег.

(для игры используется презентация с заданиями, таймером и музыкальным сопровождением, у каждой команды задания в распечатанном виде лежат на столах)

ЗАДАНИЯ:

Раунд № 1. РАЗМИНКА.

1. Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:

а) обмен

б) товар

в) бартер

г) цена +

2. Двигатель торговли:

а) стоимость

б) спрос

в) доступность

г) реклама +

3. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а форме деятельности:

а) услуга +

б) реклама

в) товар

г) ремесло

4. Кто рискует ради получения прибыли:

а) предприниматель +

б) покупатель

в) акционер

г) рантье

5. Количество продуктов произведенных за единицу времени:

а) товарное хозяйство

б) качество труда

в) производительность труда +

г) технология

6. Что является основными вопросами экономики:

а) Что? Где? Когда?

б) Кем? Почему? Что?

в) Что? Сколько? Какого качества? +

г) Кто? Что? Чем?

7. Экономика – это наука, изучающая:

а) как строятся дороги

б) как люди производят нужные им блага +

в) как проектируют высотные здания

г) все выше перечисленное

8. Главная проблема всех экономических систем:

а) рост населения

б) ограниченность ресурсов +

в) загрязнение окружающей среды

г) плохие дороги

9. Данные о продукции относятся к такому фактору производства, как:

а) капитал

б) труд

в) земля

г) информация +

РАУНД № 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШИФРОВКА.

45$6^\\@#%И#$%65fflgjgo#$Нk@#%^%(*Ф!@#$$%

689*&Л:"^&&*$%jhehy@$%65t5Я6&7ty&*jfkee9$

^&*&&*(66235hdn$$g666jdh8j@i$$lkjgorui5nj

gfkl@45765&&^54426!!@@#nmfkir!@Ц455566377

tdghsfwt6^%%$^*^^*76hhet74hgakdy747%$#*^8

ghd5&%%&65wggx568863ghanbdkk838gzgzg735И3

57c8VFRDR^664g4ggdcncu!@##45252ffdg3gg6dh

777@#%&&&$%^6625263585643889##6%%Я43@@@63

Ответ: инфляция

РАУНД № 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА “СКАЗКИ ПУШКИНА ГЛАЗАМИ ЭКОНОМИСТА”.

1. Международные отношения.

Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.

2. На страже отечества.

Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.

3. Вести из российской глубинки.

В российской провинции, пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.

4. О налогах.

Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.

5. Внимание!

В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.

Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.

6. Проблемы молодежи.

Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

Ответы: 1. Сказка о царе Салтане … 2. Сказка о Золотом петушке. 3. Сказка о рыбаке и рыбке. 4. Сказка о Попе и работнике его Балде. 5. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. 6. Сказка о царе Салтане …

 

РАУНД № 4. ИГРА “ПЕРЕСТАНОВКА”.

Определить экономические понятия, которые можно получить, переставив буквы. 

Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Ответ: рынок. 

Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Ответ: реклама. 

Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.

Ответ: ассортимент. 

Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Ответ: договор. 

Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

Ответ: сертификат. 

Твора = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.

Ответ: товар. 

РАУНД № 5. ИГРА “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”.

Необходимо угадать, что в черном ящике?

1. Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)

2. Вопрос: то, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много, вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция).

3. Вопрос: в последние годы объем продаж наручных часов, как сообщили лидеры в этой области швейцарцы, уменьшился на 25%. По их мнению, всему виной именно он.

Что в черном ящике? (Сотовый телефон)

4. Вопрос: о каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?

Что в чёрном ящике? (Картофельные чипсы)

5. Вопрос: cамая популярная книга современности?

Что в чёрном ящике? (Капитал)

РАУНД № 6. Игра “Быль и сказка”.

Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. И всякий раз в дорогу мы то и дело берем с собой любимые книжки, чтобы в свободную минуту перечитать их еще раз. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте узнаем, для рекламы чего используются некоторые сказочные герои.

Подсказка № 1: 

1.     Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.

2.     Это сказочная героиня маленькая девочка.

3.     На своем пути она встречает хищного зверя.

4.     Её путь лежит через лес. (Красная шапочка)  

Подсказка № 2: 

1.     Этот сказочный герой рекламирует ковры.

2.     Этот сказочный герой имеет друга-джина.

3.     Джин живет в лампе.

4.     Герой имеет очень много приключений. (Алладин)  

Подсказка № 3: 

1.     Эти герои рекламирует лакокрасочные изделия.

2.     История об этих героях основана на реальных событиях.

3.     Девиз этих героев “Один за всех и все за одного”.

4.     Про них сняты не только мультфильмы, но и кинофильмы. (Мушкетёры)  

Подсказка № 4:  

1.     Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.

2.     Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.

3.     Ее время правления – это зима.

4.     Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких ребят. (Снежная королева)  

РАУНД №7. КОНКУРС-ИГРА “БЛИЦ-ОПРОС”. 

1. В какой цвет «окрашена» наивысшая цена, которую можно дать за что-то?(Красная цена.)

2. Он финансовый факир, в банке встретит вас ... (Банкир.)

3. Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блошиный рынок.)

4. Что рождает спрос? (Предложение.)

5. Кто согласно пословице платит дважды? (Скупой.)

6. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (Чипсы.)

7. Электронный посредник для связи с миром цифр (калькулятор).

8. “Коко-кола” по отношению к “Пепси-кола” - это … Кто? (Конкурент).

9. “Экономическая” порода собак – это … Какая? (Такса, ведь это еще и установленная расценка)

10. Какую страну называют “банкиром” всего мира? (Швейцария)

11. Способ получить скидку – это... Что?(Торг)

12. Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер).

13. Что нужно знать для того, чтобы купить товар? (Цену)

14. Кирпичик золота – это ... Что? (Слиток)

РАУНД № 8. КОНКУРС-ИГРА “РУССКАЯ СКАЗКА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАД”.

Вспомните русскую народную сказку «Репка».

ПРИМЕР: «Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку …»

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …

Перескажите на экономический лад сказку «Колобок», используя как можно больше экономических терминов.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, не наскребешь ли муки на колобок».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела, наскребла горсти две муки. Замесила муку на сметане, состряпала колобок и на окошко студить положила …

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

Список литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в школе. Санкт-Петербург, «Наука», 2021г.

3. Финансовая грамотность для детей. Зарабатываем, копим и инвестируем! Задачи с наклейками. - Питер. Веселая школа, 2023.

 

. . .. .