Финансовая грамотность во внеурочной деятельности на уровне общего образования
Финансовая грамотность во внеурочной деятельности на уровне общего образования
Авторы: Петрыкина Марина Анатольевна
и Бочарова Татьяна Сергеевна
МБОУ "Гимназия № 7", г. Чехов
Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что финансовая грамотность во внеурочной деятельности позволяет реализовывать вариативность образовательной программы на уровне общего образования. Игровая форма на занятиях способствует развитию компетенций учащихся по функциональной грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, внеурочная деятельность, игровая форма, педагогические технологии.
Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.
В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение вопроса следует начинать именно с определения.
Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал .
3 составляющие финансовой грамотности:
- Умение зарабатывать деньги.
- Умение управлять деньгами.
- Финансовая независимость.
Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход .
Быть финансово грамотным – это выгодно, престижно и интересно! Предлагаю вам в этом убедиться сегодня на нашей развлекательно-развивающей игре «Товар-деньги-товар». Правила игры:
Вы делитесь на команды, выбираете командира, придумываете название команды. Мои помощники:
- работники банка - они будут проверять ваши ответы и выдавать вам заработанные деньги;
- работники магазина - они будут продавать вам конфеты.
Выполняя задания вы зарабатываете деньги (символические). Каждое задание имеет свою цену. На каждое задание отводится определенное время, в которое необходимо уложиться. В конце игры каждая команда «Сколотит капитал», распорядиться которым можно по разному. Командир может распределить деньги между игроками в соответствии вклада каждого в победу или всем поровну. Получив деньги вы отправляетесь в магазин и покупаете конфеты. Ассортимент конфет большой и различный по цене, и вам необходимо потратить деньги «без сдачи». Победит та команда, которая заработает больше денег.
(для игры используется презентация с заданиями, таймером и музыкальным сопровождением, у каждой команды задания в распечатанном виде лежат на столах)
ЗАДАНИЯ:
Раунд № 1. РАЗМИНКА.
1. Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:
а) обмен
б) товар
в) бартер
г) цена +
2. Двигатель торговли:
а) стоимость
б) спрос
в) доступность
г) реклама +
3. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а форме деятельности:
а) услуга +
б) реклама
в) товар
г) ремесло
4. Кто рискует ради получения прибыли:
а) предприниматель +
б) покупатель
в) акционер
г) рантье
5. Количество продуктов произведенных за единицу времени:
а) товарное хозяйство
б) качество труда
в) производительность труда +
г) технология
6. Что является основными вопросами экономики:
а) Что? Где? Когда?
б) Кем? Почему? Что?
в) Что? Сколько? Какого качества? +
г) Кто? Что? Чем?
7. Экономика – это наука, изучающая:
а) как строятся дороги
б) как люди производят нужные им блага +
в) как проектируют высотные здания
г) все выше перечисленное
8. Главная проблема всех экономических систем:
а) рост населения
б) ограниченность ресурсов +
в) загрязнение окружающей среды
г) плохие дороги
9. Данные о продукции относятся к такому фактору производства, как:
а) капитал
б) труд
в) земля
г) информация +
РАУНД № 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШИФРОВКА.
45$6^\\@#%И#$%65fflgjgo#$Нk@#%^%(*Ф!@#$$%
689*&Л:"^&&*$%jhehy@$%65t5Я6&7ty&*jfkee9$
^&*&&*(66235hdn$$g666jdh8j@i$$lkjgorui5nj
gfkl@45765&&^54426!!@@#nmfkir!@Ц455566377
tdghsfwt6^%%$^*^^*76hhet74hgakdy747%$#*^8
ghd5&%%&65wggx568863ghanbdkk838gzgzg735И3
57c8VFRDR^664g4ggdcncu!@##45252ffdg3gg6dh
777@#%&&&$%^6625263585643889##6%%Я43@@@63
Ответ: инфляция
РАУНД № 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА “СКАЗКИ ПУШКИНА ГЛАЗАМИ ЭКОНОМИСТА”.
1. Международные отношения.
Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.
2. На страже отечества.
Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.
3. Вести из российской глубинки.
В российской провинции, пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.
4. О налогах.
Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.
5. Внимание!
В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.
Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.
6. Проблемы молодежи.
Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.
Ответы: 1. Сказка о царе Салтане … 2. Сказка о Золотом петушке. 3. Сказка о рыбаке и рыбке. 4. Сказка о Попе и работнике его Балде. 5. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. 6. Сказка о царе Салтане …
РАУНД № 4. ИГРА “ПЕРЕСТАНОВКА”.
Определить экономические понятия, которые можно получить, переставив буквы.
Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
Ответ: рынок.
Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.
Ответ: реклама.
Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.
Ответ: ассортимент.
Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.
Ответ: договор.
Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.
Ответ: сертификат.
Твора = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.
Ответ: товар.
РАУНД № 5. ИГРА “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”.
Необходимо угадать, что в черном ящике?
1. Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
2. Вопрос: то, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много, вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция).
3. Вопрос: в последние годы объем продаж наручных часов, как сообщили лидеры в этой области швейцарцы, уменьшился на 25%. По их мнению, всему виной именно он.
Что в черном ящике? (Сотовый телефон)
4. Вопрос: о каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?
Что в чёрном ящике? (Картофельные чипсы)
5. Вопрос: cамая популярная книга современности?
Что в чёрном ящике? (Капитал)
РАУНД № 6. Игра “Быль и сказка”.
Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. И всякий раз в дорогу мы то и дело берем с собой любимые книжки, чтобы в свободную минуту перечитать их еще раз. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте узнаем, для рекламы чего используются некоторые сказочные герои.
Подсказка № 1:
1. Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.
2. Это сказочная героиня маленькая девочка.
3. На своем пути она встречает хищного зверя.
4. Её путь лежит через лес. (Красная шапочка)
Подсказка № 2:
1. Этот сказочный герой рекламирует ковры.
2. Этот сказочный герой имеет друга-джина.
3. Джин живет в лампе.
4. Герой имеет очень много приключений. (Алладин)
Подсказка № 3:
1. Эти герои рекламирует лакокрасочные изделия.
2. История об этих героях основана на реальных событиях.
3. Девиз этих героев “Один за всех и все за одного”.
4. Про них сняты не только мультфильмы, но и кинофильмы. (Мушкетёры)
Подсказка № 4:
1. Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.
2. Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.
3. Ее время правления – это зима.
4. Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких ребят. (Снежная королева)
РАУНД №7. КОНКУРС-ИГРА “БЛИЦ-ОПРОС”.
1. В какой цвет «окрашена» наивысшая цена, которую можно дать за что-то?(Красная цена.)
2. Он финансовый факир, в банке встретит вас ... (Банкир.)
3. Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блошиный рынок.)
4. Что рождает спрос? (Предложение.)
5. Кто согласно пословице платит дважды? (Скупой.)
6. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «Это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (Чипсы.)
7. Электронный посредник для связи с миром цифр (калькулятор).
8. “Коко-кола” по отношению к “Пепси-кола” - это … Кто? (Конкурент).
9. “Экономическая” порода собак – это … Какая? (Такса, ведь это еще и установленная расценка)
10. Какую страну называют “банкиром” всего мира? (Швейцария)
11. Способ получить скидку – это... Что?(Торг)
12. Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер).
13. Что нужно знать для того, чтобы купить товар? (Цену)
14. Кирпичик золота – это ... Что? (Слиток)
РАУНД № 8. КОНКУРС-ИГРА “РУССКАЯ СКАЗКА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛАД”.
Вспомните русскую народную сказку «Репка».
ПРИМЕР: «Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку …»
Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:
В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …
Перескажите на экономический лад сказку «Колобок», используя как можно больше экономических терминов.
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, не наскребешь ли муки на колобок».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела, наскребла горсти две муки. Замесила муку на сметане, состряпала колобок и на окошко студить положила …
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Список литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в школе. Санкт-Петербург, «Наука», 2021г.
3. Финансовая грамотность для детей. Зарабатываем, копим и инвестируем! Задачи с наклейками. - Питер. Веселая школа, 2023.