Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Метод "перевернутого класса" в профессиональном образовании

Дата публикации: 2022-12-19 10:06:36
Статью разместил(а):
Кузнецова Александра Владимировна

Метод "перевернутого класса" в профессиональном образовании

Автор: Кузнецова Александра Владимировна

СПБ ГБПОУ "Петровский колледж", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность применения метода смешанного обучения «flipped class» в контексте профессионального образования, его практическое применение при обучении инженеров-нефтяников профессиональному английскому языку, а также делаются выводы о перспективах применения метода в государственных учреждениях СПО и ВПО.

Ключевые слова: flipped class, перевернутый класс, профессиональный английский, обучение.

 

В начале 2020 года мир, каким мы его знали, неожиданно столкнулся с угрозой полной и невозвратной трансформации экономики и социального взаимодействия. Пандемия COVID-19 затронула большинство стран мира и практически все сферы общественной жизни, не стала исключением и система образования. Так как одним из основных методов сдерживания роста заболеваемости по-прежнему остается социальная изоляция, правительства многих стран продолжают принимать меры по полному или частичному закрытию образовательных учреждений. По оценкам ЮНЕСКО, более 1,5 миллиардов студентов в 165 странах не имеют возможности посещать занятия из-за COVID-19.

В таких условиях система дистанционного обучения, ранее преимущественно используемая для студентов, повышающих свою квалификацию или получавших дополнительную специальность, получила новое развитие теперь уже в рамках школьного и основного вузовского образования. Сразу необходимо оговорить разницу между понятиями «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение», которая зачастую игнорируется, что приводит к недопониманию среди методистов и студентов. Дистанционное обучение подразумевает изучение размещенных в сети интернет-ресурсов с письменным или автоматизированным процессом получения обратной связи, тогда как онлайн-обучение подразумевает живое общение с использованием средств связи (Zoom, Skype, Webinar) и обратной связью в режиме реального времени.

Так при полностью дистанционном подходе и отсутствии быстрой обратной связи от преподавателя, теряется вовлеченность студента в образовательный процесс, что напрямую влияет на его мотивацию к учебе. Таким образом, оптимальным выходом из данной ситуации представляется формат смешанного обучения (blended learning), где сочетается самостоятельное изучение материала и упражнения на его отработку с личным взаимодействием студента и преподавателя, где помимо прочего очень удачно можно реализовать концепцию индивидуального подхода, который прописывается в требованиях ФГОС за последние годы.

Существует множество моделей осуществления смешанного обучения, однако мы подробнее остановимся на методе «перевернутого урока» - flipped class, который мы успешно используем в практике обучения английскому языку уже не первый год.

Согласно ассоциации преподавателей "перевернутого обучения" (Flipped Learning Network), перевернутый класс - это "педагогический подход, при котором прямое обучение переходит из группового учебного пространства в индивидуальное, и в результате групповое пространство превращается в динамичную, интерактивную учебную среду, где педагог направляет студентов по мере применения концепций и творческого подхода к предмету». Иными словами, в противоположность стандартному уроку, где вначале в классе происходит объяснение темы преподавателем(лекция), а затем студенты закрепляют материал дома посредством выполнения различных упражнений, в рамках flipped class первичное изучение материала происходит самостоятельно по ссылкам, видео лекциям, и презентациям преподавателя, а затем в классе учащиеся разбирают спорные моменты, получают ответы на сформировавшиеся во время изучения вопросы (как правило, в ходе стандартного урока вопросов после лекции почти не возникает, что можно связать с отсутствием достаточного погружения в тему и времени для осознания информации), а также работают над творческими проектами по теме.

Таким образом, если рассматривать Teachers book (книгу для преподавателей) крупнейших англоязычных издательств (Cambridge press, Oxford press, etc.) то flipped class поддерживает идею pre-teaching, однако  для создания полноценного формата перевернутого класса одной книги с упражнениями недостаточно.

Основателями концепции «перевернутого класса» считаются американцы-преподаватели старшей школы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, которые в 2007 году столкнулись с проблемой частого отсутствия на своих уроках студентов-спортсменов, и поэтому для них преподаватели стали записывать свои лекции и размещать их в интернет-источниках для самостоятельного изучения.

Концепция «перевернутого класса» основывается на четырех столпах:

1) flexible environment (гибкая образовательная среда с не менее гибкими дедлайнами), то есть ученик выбирает где, когда и в каком темпе учиться;

2) learning culture (акценты смещаются с преподавателя как « источника истинных знаний» на студентов, которые знания «постигают» в ходе своей творческой деятельности- истина приходит в ходе споров и проводимых опытов;

3) intentional content (ответственный подход к созданию ресурсов для студентов с учетом их слабых/сильных сторон и цели образовательного курса, запись видеолекций и первичная проработка всех материалов самим преподавателем);

4) professional educator (повышается роль и значимость преподавателя, который является не источником информации, а экспертом истинности и справедливости знаний, что подразумевает гораздо более широкую междисциплинарную подготовку учителя) (FLIP).

Необходимо отметить, что материалы для самостоятельного изучения темы не должны по качеству уступать альтернативно проведенной лекции, а также не должны нарушать авторские права на публикуемые материалы и видео. Таким образом, перед запуском образовательного курса преподавателю придется освоить максимальное количество ресурсов для размещения своей информации и поработать над содержанием каждого раздела. На сегодняшний день в помощь преподавателю существует множество интерактивных платформ, таких как Ispring, Edu-Me, Bytrix, Core и другие, которые предлагают технологические решения для каркаса и эффективной обратной связи в рамках «перевернутого класса».

В качестве наглядной иллюстрации, как применяется метод «перевернутого класса», мы бы хотели привести известную в профессиональных кругах Школу нефтегазового перевода LinguaOil под руководством профессионального переводчика-синхрониста Белоноговой Л.И. Замысел школы состоит в обучении специалистов, работающих в сфере добычи нефти и газа, английскому языку и техническому переводу с целью повышения их профессиональной компетенции и осведомленности в последних тенденциях и требованиях этой стратегически важной сферы.   Школа всецело опирается на технологические решения, которые предлагает рынок, в частности платформу Get Course и Ispring.

Обучение организовано следующим образом: весь курс делится на уроки, каждый из которых состоит из двух модулей-для самостоятельной работы и онлайн-семинара с преподавателем. Раздел с материалами для самостоятельной работы загружается на платформу и включает в себя видеолекцию с теорией по нефтегазу (на русском для переводчиков и на английском для нефтегазовых специалистов), начитанную преподавателем Школы, которую можно по желанию скачать в виде презентации на любой носитель; ссылки на ознакомительное видео со схемами процессов на сайтах нефтегазовых компаний и образовательных платформ (Open Courses, Coursera, Youtube и другие), упражнения для отработки терминологии на базе платформы Quizlet, упражнения на понимание процессов, описанных в лекции, а также грамматическая теория с примерами употребления. Студенты получают логин и пароль от системы, где в статусе ученика просматривают и отрабатывают теорию и готовят ответы на вопросы для обсуждения на очном занятии.

Студенты по курсу перевода также самостоятельно готовят свой вариант перевода по заданным текстам. Второй модуль выглядит как онлайн-урок с преподавателем через Zoom, Skype, в ходе которого обсуждаются вопросы по теме, подготовленные дома, выясняются непонятные для студента термины или процессы, проверяется владение терминологией путем составления коротких рассказов без подготовки и разыгрывания рабочих ситуаций, где каждому студенту присваивается определенная роль, отрабатываются грамматические правила. Студенты-переводчики по очереди делятся своими переводами, а преподаватель поясняет ошибки в терминах и конструкциях, предлагая альтернативные варианты.

На онлайн-уроках преподаватели активно используют как доступные интерактивные ресурсы (Wordwall, Google Class, Miro board), так и пользуются тестами, загруженными на платформу Ispring. Таким образом, самый важный этап - закрепление приобретенных знаний- происходит на уроке с экспертом-преподавателем. Для каждого студента рабочая платформа отслеживает степень «просмотренности и изученности» темы, которая отображается в личном кабинете преподавателя, и в соответствии с темпом прохождения предыдущей темы открывает доступ к следующим урокам. В конце курса предусмотрен онлайн-экзамен с несколькими преподавателями и руководителем Школы.

Проиллюстрированный метод обучения оказался очень удобным для студентов школы и, по опросам трудоустроенных выпускников курса, доказал свою практическую эффективность в освоении нефтегазовой тематики с нуля.

Возвращаясь к государственной системе образования: модель flipped class на данный момент считается наиболее популярной и методически-разработанной системой смешанного обучения, которая все больше интегрируется в расписание средних школ и учреждений профессионального образования в России.

В течение всего 2021 значительная часть школ и профессиональных учреждений СПО и ВПО Санкт-Петербурга были выведены на дистанционное обучение. В течение 2022 года эта практика сохраняется, несмотря на  частичное либо полное снятие ограничений по COVID-19. При этом многие образовательные учреждения оснащены либо собственными техническими средствами связи (сайты, СДО), либо имеют право использовать всероссийские информационные порталы (например, платформа Webinar, infourok и др).

В данных обстоятельствах перевод стандартных уроков в формат «перевернутого класса» позволяет существенно экономить время прохождения сложных и объемных тем, а также повышать качество обучения посредством отработки приобретенных знаний и умений для решения конкретных учебных задач под чутким руководством преподавателя с оперативной обратной связью. Если говорить об английском языке в профессиональной среде, то изучение специфической терминологии и процессов определенных профессиональных сфер (например, IT, логистика, экономика, нефтегаз) до очного (онлайн) занятия позволяет преподавателю вести урок без использования L-1 (родного языка), что позволяет ускорить погружение студентов в тему и переход к творческим заданиям, т.е. минимизировать рутину.

Для студентов СПО, которые только начинают изучать профессиональный английский язык и в принципе не обладают высоким уровнем языка (по шкале CEFR), в метод «перевернутого урока» имеет смысл включать видео лекции на русском с объяснением профессионального сленга и интенсивную проработку лексики через интерактивные платформы по типу Quizlet совместно с упражнениями на аудирование и грамматику в рамках специализации.

Так как для непрофильных специальностей в системе СПО и ВПО иностранному языку отведено достаточно мало часов, метод flipped class становится отличной поддержкой обучающихся с высоким изначальным уровнем (благодаря аутентичности материалов и большому объему самостоятельной работы) и позволяет двигаться согласно учебному плану без задержек в выполнении программы, даже если студенты «слабые». Основной акцент в последнем случае должен быть сделан на сбор и подготовку материалов для самостоятельной работы с учетом уровня языка студентов.

По оценкам ученых и преподавателей, при всех своих плюсах, метод «перевернутого класса» безусловно требует одну существенную деталь- высокий уровень самоорганизации студентов, которые самостоятельно планируют время прохождения темы, фиксируют возникающие вопросы и не боятся их задавать на очных занятиях.  В связи с этим оптимальный возраст студентов, обучающихся с применением технологий «перевернутого класса», в идеале должен совпадать с возрастом развития самостоятельности и ответственности человека (низко эффективен для учащихся младше 11-12 лет), хотя есть примеры применения данного метода и в ДОУ.

Еще один неоднозначный момент состоит в том, что, если студент «отстающий», он может не «включиться» в новую тему, что опять же повлияет на его мотивацию к учебе. Но дополнительной опорой для таких студентов как раз служат видео лекции и презентации, доступ к которым должен оставаться у студентов на протяжении всего периода обучения. В каждом конкретном случае педагог должен внимательно отслеживать общий настрой студентов и динамично реагировать при изменении качества и скорости усвоения материала.

Метод «перевернутого класса» безусловно оправдывает свою эффективность, так как сегодня мы наблюдаем все возрастающую доступность получения информации(=знаний), но остающуюся труднодоступность ее применения. Поэтому важнейшей задачей образовательного учреждения в целом и преподавателя в частности является преобразование теоретических знаний в практические навыки.

 

Список литературы:

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации.

2. Петькова Ю.Р. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МООС.

 

. . .. .