Применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности
Автор: Соловьева Елена Николаевна
МБОУ "СОШ № 3", г. Бугуруслан, Оренбургская область
Древнегреческий философ Геродот говорил так: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
Быть здоровым – это естественное желание человека.
Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность усваивать им образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Проблема здоровья детей стоит сейчас особо остро. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья детей школьного возраста. Поэтому на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика.
Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данные технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на 3 основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим кратко эти группы здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Данная технологии включают множество критериев здоровьесбережения, начиная от гигиенических условий в классе и заканчивая темпом окончания урока. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице на слайде.
Критерии здоровьесбережения |
Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе |
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п. |
Количество видов учебной деятельности |
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
Ориентировочная норма – 7-10 минут. |
Количество видов преподавания |
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х. |
Чередование видов преподавания |
Норма – не позже чем через 10-15 минут. |
Наличие и место методов, способствующих активизации |
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО |
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы |
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления |
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке |
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности |
Темп окончания урока |
Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом. |
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование всех каналов восприятия.
Различают: аудиальное восприятие, визуальное восприятие, кинестетическое восприятие.
Педагогу необходимо использовать все каналы, так как все дети разные, а знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.
Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.
Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.
Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. Здесь важно помнить, что комплексы упражнений целесообразно выполнять примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, необходима гимнастика для снятия зрительного утомления.
3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения – направлены, главным образом на: - Снятие эмоционального напряжения (это можно сделать используя игровые технологии, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений). - Создание благоприятного психологического климата на уроке. - Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения направлены на охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни. Кроме перечисленных технологий следует отметить, что любая образовательная технология содержит элементы здоровьесберегающих технологий: Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. |
На мой взгляд, учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
1) Важная часть моей работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Обязательными структурными элементами моих уроков становятся: приветствие (часто провожу в форме мобилизующих кратких стишков), опрос о самочувствии, настроении; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия. При планировании урока стараюсь включать зарядки-релаксации (не более 3 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая сознание ребёнка на короткое время от умственного напряжения.
2) Для предупреждения преждевременного утомления учеников, я провожу почти на каждом уроке физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата. В 5 классе делаю упор на двигательную активность учащихся, в 7-8 классах – больше на расслабление: гимнастика для глаз, кистей рук.
3) В течение урока использую разнообразные виды деятельности, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. На уроках русского языка веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания. Осуществляю индивидуальный подход во время уроков.
4) Доброжелательная атмосфера на уроке – важный момент здоровьесберегающих технологий. Использую приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ и т.д.). Таким образом, на занятиях создаётся благоприятный психологический фон, что также важно для сохранения здоровья учащихся.
5) Во избежание усталости учащихся стараюсь чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Так, на уроке русского языка в 5 классе, при повторении темы «Глагол» предлагаю детям поиграть в игру «Грамматическое домино». Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе. Работают дети по парам. Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1, а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ». Каждый ответ подтверждается примерами. Это способствуют развитию мыслительной деятельности и одновременно отдыху ребят.
6) Также, на уроках русского языка по возможности использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте. Текстовый материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Тексты такого содержания использую по-разному: предлагаю в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применяю для индивидуальной проверки знаний. Так, например, при изучении односоставных предложений в 8 классе предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» с использованием данного вида предложений.
Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках. Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы.
7) Как показывает практика, большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки - творческие отчёты, уроки-ярмарки, инсценирования, рисования. Особенно такие уроки плодотворно проходят в пятых - шестых классах. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием. К примеру, на уроках литературы учащиеся с радостью вживаются в образы главных героев басен И.А. Крылова, а при изучении русских народных сказок с удовольствием иллюстрируют понравившихся героев.
8) При современном уровне развития компьютерных технологий активно применяю мультимедийные презентации. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал, используются разнообразные упражнения (тексты со словами, которые требуется поставить в нужную форму; выборочные диктанты; творческие диктанты; мини-сочинения и т.д.). Психологический климат на таких уроках, как правило, всегда благоприятный. Таким образом, уроки такого типа отвечают целям и задачам здоровьесбережения.
9) Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно.
На уроках литературы использую мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий», «Береги платье снову, а здоровье – с молоду » и т.д. С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»
Например, знаете ли вы, что русские писатели А.П. Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н. Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.
Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины - всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения.
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.