Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

Дата публикации: 2022-05-14 14:29:08
Статью разместил(а):
Кострова Наталья Анатольевна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

Автор: Кострова Наталья Анатольевна

МБОУ "СОШ № 7", г. Поронайск, Сахалинская область

 

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Уровень программы: базовый.

Адресат программы: 11-15 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

 

1. Целевой раздел 

1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по «Волейболу» разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:

1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.      Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.      Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

4.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

6.      Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021г. № 10 «О внесении изменений в санитарноэпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20» Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной 4 инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16»;

7.      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

8.      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

9.      Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

10.    Устав МБОУ "СОШ № 7" г. Поронайска, Сахалинской области.

Актуальность программы

Широкое применение волейбола объясняется несколькими примерами: доступность игры для различного возраста; возможность его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга обучающихся; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.

Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Эти особенности способствуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.  

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы: государственный язык РФ - русский.

Уровень программы: базовый.

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Ведущими ценностными приоритетами данной программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

Волейбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает волейболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки игроков. В волейболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от обучающихся больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.

Отличительные особенности программы:

- соотнесенность с учебной программой, определяющей образовательную область «Физическая культура», обязательной составляющей основного образования;

- ценностные ориентации на общеприкладную и спортивно-рекреационную подготовку;

- освоение на практике осознанно выбранного вида спорта в полном объеме через получение определенных знаний, умений и навыков;

- привлечение к судейству по данному виду спорта внутришкольных соревнований, получение организаторских умений и навыков;

- учебное содержание включает в себя комплексное освоение техники и тактики спортивной игры в соответствии с существующими на сегодняшний момент правилами;

- направленность оздоровительного характера, на развитие двигательных качеств, умений и навыков, укрепление организма

Первый год обучения педагог решает задачи с помощью различных методов и средств, но основной упор на игровой метод. Даются упражнения в процессе различных подвижных игр. На втором году обучения у обучающихся уже формируется спортивный интерес, любовь к данному виду спорта, формируются новые команды. Учитывая это, педагог дает упражнения необходимые для изучения техники волейбола, достаточно только объяснить, что для достижения нашей задачи нужны эти упражнения. На этом этапе для игроков становится самым интересным участие в различных соревнованиях. Они уже начинают видеть свои ошибки и недостатки. Эта игра способствует выявлению талантливых обучающихся, создает предпосылки для массового приобщения обучающихся разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.

Адресат программы: программа рассчитана для обучающихся в возрасте от 11 до 15 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям волейболом. Для обучения принимаются обучающиеся, имеющие медицинское заключение.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.

Форма обучения: групповая, очная, основной формой организации образовательного процесса является занятие, а также тренировка и соревнование. Беседа (теоретическое занятие), товарищеские встречи (практическое занятие), контрольные тестирования (практическое занятие), самостоятельные занятия, учебно-тренировочное занятие (практическое занятие), соревнования. Эти формы являются наиболее эффективны в плане подготовки и обучения.

Методы обучения: при реализации программы используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, практические (самостоятельные работы). А также следующие методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Типы занятия: основными типами занятий по программе являются: теоретический, практический, контрольный, тренировочный.

Виды занятий: беседы (по правилам игры), занятие-соревнование, занятие-игра, практическое занятие, учебно- тренировочные занятия, комбинированный, соревнования.    

Формы организации деятельности: при планировании и организации учебного процесса предусматриваются индивидуальная, групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями возможно использование индивидуальной формы обучения.

Режим занятий: утверждается расписанием, составляемым в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» Устав МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска, Сахалинской области.    

В группах I и II года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В конце каждого часа предусмотрен десятиминутный перерыв (отдых, проветривание помещений).

Объем программы: первый год обучения – 144 часа, второй год обучения -  144 часа. 

Цели реализации программы: 

На первом году обучения - разностороннее развитие обучающегося, которое способствует формированию интереса к занятиям волейболом и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.

На втором году обучения - сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, которые позволят овладеть игровыми умениями и навыками.

Задачи: 

Базовый уровень 1 год обучения 

Базовый уровень 2  год обучения 

Воспитательные (личностные) 

Формировать представление о здоровом образе жизни.

Систематизировать знания по виду спорта волейбол (правила игры, судейство, ТБ)

Обучить техническим приемам и тактическими действиями по волейболу в соответствии с учебным планом

Обучить игровым навыкам и приемам, правилам   игры и методике судейства. 

Обучить основным средствам и способам ведения игры (техника приёмов и передач, техника нападения, техника защиты, подачи, блокирование). 

Обеспечить всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств и общей выносливости.

Обучающие (предметные) 

Способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов. 

Развивать координацию движений, двигательные способности и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту и др.

Развивать игровое мышление на основе расширения игровой технологии, взаимодействия партнеров.

Формировать у занимающихся устойчивой интерес к занятиям волейболом и здоровому образу жизни.

Совершенствовать физические качества.

Развивающие (метапредметные) 

Формировать навыки работы в коллективе, чтобы подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

Развивать мотивацию к занятиям волейболом.

Прививать навыки участия в соревновательной деятельности

Формировать навыки соблюдения спортивной этики и дисциплины.

Воспитать чувство коллективизма, чувство личной ответственности.

Прививать навыки участия в соревновательной деятельности.

Планируемые результаты:

Базовый уровень 1 год обучения 

Базовый уровень 2  год обучения 

Воспитательные (личностные) 

Иметь представление о здоровом образе жизни.

Знать правила игры, судейство, ТБ

Знать правила игры и методику судейства. 

Знать основные средства и способы ведения игры (техника приёмов и передач, техника нападения, техника защиты, подачи, блокирование). 

Уметь применять технические приемы и тактические действия по волейболу в соответствии с учебным планом

Иметь всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств и общей выносливости.

Обучающие (предметные) 

Иметь представление о формировании правильной осанки и совершенствовании функций анализаторов. 

Развиты координация движений, двигательные способности и основные физические качества:

сила, ловкость, быстрота и др; 

Развито игровое мышление на основе расширения игровой технологии,     взаимодействия партнеров.

Иметь интерес к занятиям волейболом и здоровому образу жизни.

Совершенствовать физические качества.

Развивающие (метапредметные) 

Уметь работать в коллективе, чтобы подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.

Владеть высокой мотивацией к занятиям волейболом.

Иметь представление о соревновательной деятельности и применять  навыки на практике.

Соблюдать спортивную этику и дисциплину.

Владеют способами взаимодействия друг с другом и взаимопомощи. осознанно подчиняют личные интересы общественным.

Понимают, что участие в соревнованиях является составной частью подготовки спортсмена и показателем его совершенствования.

 

2. Содержательный раздел.

2.1. Учебный план 1 год обучения.

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы

контроля 

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

1 

-

1 

вводный

2.

Техническая подготовка

-

79

79 

текущий

3.

Тактическая подготовка

1

9

10 

текущий

4.

Упражнения общей и специальной физической подготовки

-

20

20 

текущий

5.

Основы судейства. Правила соревнований

3

-

3 

текущий

6.

Двусторонняя игра

-

30

30 

текущий

7.

Итоговое занятие.

-

1 

1

итоговый

 

Итого

5

139 

144

 

2.2. Содержание изучаемого курса 1 год обучения.

1. Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности (1 час) 

Теория:       

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для тренера команды.

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды. 

2. Техническая подготовка (79 часов) 

Практика:  

Обучение технике игры. Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых для участия в игре, соревновании. Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.

Схема разучивания технических приемов. В волейболе разучивание технических приемов игры условно подразделяется на три взаимосвязанных этапа:

Общее ознакомление с приемом – создать правильное, четкое представление о приеме. Для этого надо показать и объяснить изучаемый прием, сообщить основные сведения о его значении.

Разучивание технического приема в упрощенных, специально созданных условиях. В волейболе многие технические приемы очень сложны и их предварительно изучают в упрощенных условиях. Выполнение приема упрощается за счет его расчленения: изменения исходного положения, расстояния, направления, быстроты, силы и т.д.

Разучивание технического приема в усложненных условиях. На данном этапе изучения приема следует постепенно усложнять условия, в которых выполняется прием, и подвести детей к свободному выполнению приема в игре.

·        Стойки: высокая, средняя, низкая.

·        Передвижения: шагом, приставным шагом, двойным шагом, скрестным шагом, бегом, скачком, прыжком, падением.

·        Передача сверху: над собой, длинные, короткие, средние, из зоны в зону, в пределах зоны, высокие, низкие, спиной к партнеру, к сетке.

·        Прием: двумя руками снизу над собой, двумя руками снизу после подачи, двумя руками снизу от сетки, одной рукой снизу.

·        Подача: нижняя и верхняя прямые подачи, верхняя прямая в прыжке.

·        Блокирование: одиночное, групповое.

·        Страховка.

·        Тактические действия: индивидуальные, групповые, командные.

Передвижения:

·        шагом, бегом;

·        приставным шагом, двойным шагом;

·        прыжками, падениями;

·        сочетание способов передвижений.

Передачи:

·        двумя сверху в опоре;

·        двумя сверху назад (за голову) в опоре;

·        двумя сверху в прыжке;

·        двумя сверху назад (за голову) в прыжке;

·        одной сверху над собой в прыжке;

·        чередование способов передачи.

Прием:

·        двумя снизу стоя на месте;

·        двумя снизу с выпадом;

·        двумя снизу после передвижения;

·        двумя снизу назад стоя на месте;

·        двумя снизу назад после передвижения;

·        одной снизу в падении назад с перекатом на спину;

·        одной снизу в падении в сторону на бедро и бок;

·        одной снизу в падении вперед на руки – скольжением;

·        чередование способов приема.

Прием – передачи:

а) мячей, летящих с медленной скоростью:

·        двумя сверху вперед стоя на месте;

·        двумя сверху вперед после передвижения;

б) мячей ускоренных и скоростных:

·         двумя снизу вперед стоя на месте;

·         двумя снизу вперед после передвижения.

Подачи:

·        нижняя прямая;

·        верхняя прямая без вращения;

·        верхняя прямая с вращением;

·        верхняя прямая силовая;

·        верхняя прямая в прыжке.

Отбивания, нападающие и атакующие удары:

а) отбивания:

·        двумя сверху в опоре;

·        двумя сверху в прыжке;

·        двумя снизу стоя на месте;

·        двумя снизу после передвижения;

б) нападающие удары:

·        одной сверху в опоре кулаком;

·        одной сверху в опоре.

Атакующие удары:

·        по ходу разбега ускоренный и скоростной;

·        по ходу разбега медленный;

·        с переводом;

·        с поворотом туловища;

·        боковой;

·        по блоку за линию;

·        с задней линии.

Блокирование:

·        одиночное зонное с места;

·        одиночное зонное после передвижения;

·        одиночное ловящее с места;

·        одиночное ловящее после передвижения;

·        двойное зонное;

·        двойное ловящее. 

3. Тактическая подготовка (10 часов) 

Теория: 

Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действия игроков.

В волейболе различают нападающих:

·        первого темпа,

·        второго темпа,

·        связующий.

Нападающий первого темпа – игрок, который обладает надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач.

Нападающий второго темпа – универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач в различных игровых ситуациях.

Тактика состоит из:

1. Командных действий.

2. Групповых действий.

3. Индивидуальных действий.

Организация командных действий в нападении осуществляется по трем направлениям:

1. Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).

2. Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.

3. С первой передачи или откидки.

Групповые действия

Индивидуальные действия

Тактика защиты 

Последовательность изучения тактики игры.

1. Индивидуальные действия:

а) выбор места для выполнения:

·        передач,

·        приема,

·        подач,

·        отбивания,

·        нападающих и атакующих ударов,

·        приема атакующих ударов,

·        блокирования,

·        страховки;

б) выбор способов отбивания мяча:

·        через сетку,

·        передач,

·        приема подач,

·        атакующих ударов,

·        приема атакующих ударов,

·        блокирования;

в) выбор направления:

·        передач,

·        подач,

·        атакующих ударов,

·        приема мяча,

·        приема – передач,

·        чередование способов и направления действий.

2. Групповые действия:

·        взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии при приеме подач,

·        взаимодействие игроков передней линии с игроками передней линии при передачах,

·        взаимодействие игроков при блокировании,

·        взаимодействие игроков задней линии с выходом связующего с задней линии.

3. Командные действия:

·        расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач в зоны 2 – 3 – 4,

·        расположение команды в «доигровке».

Практика:

Тактика игры и методика обучения. 

Стойки. В волейболе игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий.

1. Для выполнения атакующего удара или блокирования – высокая.

2. Для приема подачи – средняя.

3. Для приема атакующего удара или от блока – низкая.

Положение ОЦТ зависит от особенностей игровых ситуаций и характера предстоящих действий. 

Стойки различают на:

1) устойчивую – одна нога впереди,

2) основную – ноги параллельно,

3) неустойчивую – ОЦТ на передней трети стопы,

4) статичную – неподвижность игрока,

5) динамичную – переминание с ноги на ногу.

В положении стойки руки находятся на уровне пояса, кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед, тело свободно, не напряжено. 

Передвижения. Для выполнения игрового приема игрок передвигается по площадке.

При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации игрок использует различные передвижения:

1) шагом и бегом,

2) приставным шагом – игрок не успевает к мячу,

3) двойным шагом – игрок не успевает к мячу,

4) скрестным шагом – при блокировании,

5) скачком – если необходимо быстро принять мяч.

Рассмотренные способы передвижения часто применяются в сочетании. 

Исходные положения. Исходные положения представляют собой позы волейболиста, удобные для выполнения приемов, передвижений.

Независимо от характера игрового приема ИП отличаются некоторой статичностью:

·        перед передачей,

·        перед приемом снизу,

·        перед блокированием,

·        перед атакующим ударом. 

Передача мяча. Передача – прием игры, с помощью которого создаются условия для взаимодействия команды.

Способы передач:

·        двумя руками в опоре,

·        двумя руками в прыжке,

·        одной рукой в прыжке,

·        двумя руками в падении назад, перекатом на спину.

Передачи различают:

По направлению:

·        вперед,

·        над собой,

·        назад.

По длине:

·        длинные – через зону,

·        короткие – из зоны в зону,

·        укороченные – в пределах зоны.

По высоте:

·        высокие – более 2 м,

·        средние – до 2 м,

·        низкие – до 1 м. 

передачи могут быть направлены близко к сетке и отдаленные от сетки.

Техника передачи состоит из:

1. Исходного положения,

2. Встречного движения рук к мячу,

3. Амортизации,

4. Направления мяча (вылета).

Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействия падения мяча на площадку.

Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием – передача. 

Способы и варианты приема:

1) двумя руками снизу;

2) двумя руками сверху;

3) одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину;

4) одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди – животе. 

Прием двумя руками снизу.

Положение приема подачи:

Прием мяча производится:

Подача. Подача – это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения.

В волейболе используются несколько способов подач:

1. Верхняя прямая с вращением (силовая).

2. Верхняя прямая без вращения (планирующая).

3. Верхняя прямая в прыжке.

4. Нижняя прямая.

Техника подачи состоит из:

1. Исходного положения.

2. Подбрасывания мяча.

3. Замаха.

4. Ударного движения.

5. Опускания рук.

6. Перехода к игровым действиям.

Атакующие удары. Атакующий удар – наиболее эффективный способ завершающих действий команды.

Атакующие удары различают:

а) по направлению:

·        по ходу,

·        с переводом;

б) по скорости:

·        силовые – скоростные,

·        кистевые – ускоренные,

·        обманные – медленные;

в) по технике:

·        прямые,

·        боковые.

Атакующий удар состоит из 4-х фаз:

1. Разбег.

2. Прыжок.

3. Удар по мячу.

4. Приземление.

В свою очередь, каждая из этих фаз состоит из микрофаз. 

Блокирование. Блокирование – прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения, это один из самых сложных приемов.

Способы блокирования:

·        одиночное – одним игроком,

·        групповое – двумя-тремя игроками.

Расположение блокирующих:

·        близко от сетки,

·        в высокой стойке,

·        руки на уровне плеч,

·        стопы параллельны.

Передвижения блокирующих:

·        приставными шагами,

·        бегом,

·        скачком,

·        что зависит от расстояния до места атаки. 

Техника блокирования:

Перед прыжком игрока;

В момент удара:

После выполнения блокирования.

4. Упражнения общей и специальной физической подготовки (20 часов) 

Знать и уметь выполнять самостоятельно упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Подготовительные упражнения

Бег на короткие дистанции на различных исходных положениях:

·        сидя лицом,

·        лежа на груди,

·        лежа на спине,

·        в упоре присев,

·        в упоре лежа,

·        в приседе и т.д.

Бег на короткие дистанции по зрительному сигналу:

·        движения рук (вверх, вниз, в сторону и т.д.),

·        бросок мяча,

·        переставленный предмет и т.д.

Бег в максимальном темпе и т.д.

·        «челночный бег»,

·        бег «елочкой».

Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.

Эстафеты.

Все эти упражнения направлены на развитие скорости, так как первоочередная задача игрока – это своевременный выход к быстролетящему мячу и выполнение нужного приема. 

Практика:

Специальные упражнения волейболистов.

·         Упражнение в передаче мяча в двух шеренгах.

·         Передача мяча в движении.

·         Упражнение в передаче мяча от стенки после поворота на 360 0

·         Обстрел двумя мячами.

·         Совершенствование бокового периферического зрения в прыжке.

·         Выполнение «скрытой» передачи в тройках.

·         Упражнение в передаче мяча у сетки.

·         Упражнение в парах в откидке одной рукой.

·         Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3.

·         Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3 и откидки за голову.

·         Прием мяча от стенки с перемещением.

·         Прием далеких мячей.

·         Прием мяча от сетки.

·         Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.

·         Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.

·         Траектория подачи.

·         Совершенствование сильной подачи в зону 5.

·         Подача в «разрез» между игроками.

·         Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки.

·         Упражнение в передачах сразу на удар.

·         Действия игроков на встречных мячах:

А – поставлен групповой блок: проводить нападающий удар нецелесообразно;

Б – результативнее в этих случаях откидка.

Развитие физических качеств. Комплексы упражнений общего воздействия для всех мышечных групп.

Поднимание и опускание туловища (ног). Специально-подготовительные упражнения для мышц брюшного пресса. Специально-подготовительные упражнения для мышц спины.

5. Основы судейства (3 часа). Правила соревнований. 

Теория: История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры. Жесты волейбольного арбитра. 

Практика: Пробная игра с судейством.

6. Двухсторонняя игра (30 часов) 

Теория: Разбор игры, замечания, размещение на поле, стратегия 

Практика: Организация и проведение соревнований по волейболу.

7. Итоговое  занятие (1 час) 

Теория: Подведение итогов, награждение, чаепитие.

 

2.3. Учебный план 2 год обучения:

№ п/п

Наименование тем

Количество  часов

Формы

контроля 

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности

1

-

1 

вводный

2.

Техническая подготовка

-

30

30

текущий

3.

Тактическая  подготовка

2

30

32 

текущий

4.

Упражнения общей и специальной физической подготовки

-

20

20 

текущий

5.

Основы судейства. Правила соревнований

1

3

4 

текущий

6.

Двусторонняя игра

-

56

56 

текущий

7.

Итоговое занятие

-

1 

1

итоговый

 

Итого

4 

140 

144

 

 

2.4. Содержание изучаемого курса 2 год обучения.

1. Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности (1 час) 

Теория:       

Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды и для тренера. 

2. Техническая подготовка (30 часов) 

Практика:  

Обучение технике игры. Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых для участия в игре, соревновании. Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.

Схема разучивания технических приемов. В волейболе разучивание технических приемов игры условно подразделяется на три взаимосвязанных этапа:

Общее ознакомление с приемом – создать правильное, четкое представление о приеме. Для этого надо показать и объяснить изучаемый прием, сообщить основные сведения о его значении.

Разучивание технического приема в упрощенных, специально созданных условиях. В волейболе многие технические приемы очень сложны и их предварительно изучают в упрощенных условиях. Выполнение приема упрощается за счет его расчленения: изменения исходного положения, расстояния, направления, быстроты, силы и т.д.

Разучивание технического приема в усложненных условиях. На данном этапе изучения приема следует постепенно усложнять условия, в которых выполняется прием, и подвести детей к свободному выполнению приема в игре.

Передвижения:

·        шагом, бегом;

·        приставным шагом, двойным шагом;

·        прыжками, падениями;

·        сочетание способов передвижений.

Передачи:

·        двумя сверху в опоре;

·        двумя сверху назад (за голову) в опоре;

·        двумя сверху в прыжке;

·        двумя сверху назад (за голову) в прыжке;

·        одной сверху над собой в прыжке;

·        чередование способов передачи.

Прием:

·        двумя снизу стоя на месте;

·        двумя снизу с выпадом;

·        двумя снизу после передвижения;

·        двумя снизу назад стоя на месте;

·        двумя снизу назад после передвижения;

·        одной снизу в падении назад с перекатом на спину;

·        одной снизу в падении в сторону на бедро и бок;

·        одной снизу в падении вперед на руки – скольжением;

·        чередование способов приема.

Прием – передачи:

а) мячей, летящих с медленной скоростью:

·        двумя сверху вперед стоя на месте;

·        двумя сверху вперед после передвижения;

б) мячей ускоренных и скоростных:

·         двумя снизу вперед стоя на месте;

·         двумя снизу вперед после передвижения.

Подачи:

·        нижняя прямая;

·        верхняя прямая без вращения;

·        верхняя прямая с вращением;

·        верхняя прямая силовая;

·        верхняя прямая в прыжке.

Отбивания, нападающие и атакующие удары:

а) отбивания:

·        двумя сверху в опоре;

·        двумя сверху в прыжке;

·        двумя снизу стоя на месте;

·        двумя снизу после передвижения;

б) нападающие удары:

·        одной сверху в опоре кулаком;

·        одной сверху в опоре.

Атакующие удары:

·        по ходу разбега ускоренный и скоростной;

·        по ходу разбега медленный;

·        с переводом;

·        с поворотом туловища;

·        боковой;

·        по блоку за линию;

·        с задней линии.

Блокирование:

·        одиночное зонное с места;

·        одиночное зонное после передвижения;

·        одиночное ловящее с места;

·        одиночное ловящее после передвижения;

·        двойное зонное;

·        двойное ловящее. 

3. Тактическая  подготовка (32 часа) 

Теория: 

Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действий игроков.

В волейболе различают нападающих:

·        первого темпа,

·        второго темпа,

·        связующий.

Нападающий первого темпа – игрок, который обладает надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач.

Нападающий второго темпа – универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач в различных игровых ситуациях.

Тактика состоит из:

1. Командных действий.

2. Групповых действий.

3. Индивидуальных действий.

Организация командных действий в нападении осуществляется по трем направлениям:

1. Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).

2. Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.

3. С первой передачи или откидки.

Групповые действия

Индивидуальные действия

Тактика защиты 

Практика: 

Последовательность изучения тактики игры.

Индивидуальные действия:

а) выбор места для выполнения:

·        передач,

·        приема,

·        подач,

·        отбивания,

·        нападающих и атакующих ударов,

·        приема атакующих ударов,

·        блокирования,

·        страховки;

б) выбор способов отбивания мяча:

·        через сетку,

·        передач,

·        приема подач,

·        атакующих ударов,

·        приема атакующих ударов,

·        блокирования;

в) выбор направления:

·        передач,

·        подач,

·        атакующих ударов,

·        приема мяча,

·        приема – передач,

·        чередование способов и направления действий.

Групповые действия:

·        взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии при приеме подач,

·        взаимодействие игроков передней линии с игроками передней линии при передачах,

·        взаимодействие игроков при блокировании,

·        взаимодействие игроков задней линии с выходом связующего с задней линии.

Командные действия:

·        расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач в зоны 2 – 3 – 4,

·        расположение команды в «доигровке».

Практика: 

Тактика игры в сочетании с техникой и методика обучения.

Стойки. В волейболе игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий.

1. Для выполнения атакующего удара или блокирования – высокая.

2. Для приема подачи – средняя.

3. Для приема атакующего удара или от блока – низкая.

Положение ОЦТ зависит от особенностей игровых ситуаций и характера предстоящих действий. 

Стойки различают на:

1) устойчивую – одна нога впереди,

2) основную – ноги параллельно,

3) неустойчивую – ОЦТ на передней трети стопы,

4) статичную – неподвижность игрока,

5) динамичную – переминание с ноги на ногу.

В положении стойки руки находятся на уровне пояса, кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед, тело свободно, не напряжено. 

Передвижения. Для выполнения игрового приема игрок передвигается по площадке.

При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации игрок использует различные передвижения:

1) шагом и бегом,

2) приставным шагом – игрок не успевает к мячу,

3) двойным шагом – игрок не успевает к мячу,

4) скрестным шагом – при блокировании,

5) скачком – если необходимо быстро принять мяч.

Рассмотренные способы передвижения часто применяются в сочетании. 

Исходные положения. Исходные положения представляют собой позы волейболиста, удобные для выполнения приемов, передвижений.

Независимо от характера игрового приема ИП отличаются некоторой статичностью:

·        перед передачей,

·        перед приемом снизу,

·        перед блокированием,

·        перед атакующим ударом. 

Передача мяча. Передача – прием игры, с помощью которого создаются условия для взаимодействия команды.

Способы передач:

·        двумя руками в опоре,

·        двумя руками в прыжке,

·        одной рукой в прыжке,

·        двумя руками в падении назад, перекатом на спину.

Передачи различают:

1. По направлению:

·        вперед,

·        над собой,

·        назад.

2. По длине:

·        длинные – через зону,

·        короткие – из зоны в зону,

·        укороченные – в пределах зоны.

3. По высоте:

·        высокие – более 2 м,

·        средние – до 2 м,

·        низкие – до 1 м. 

Передачи могут быть направлены близко к сетке и отдаленные от сетки. 

Техника передачи состоит из:

1. Исходного положения,

2. Встречного движения рук к мячу,

3. Амортизации,

4. Направления мяча (вылета).

Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействия падения мяча на площадку.

Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием – передача.

Способы и варианты приема:

1) двумя руками снизу;

2) двумя руками сверху;

3) одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину;

4) одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди – животе.

Прием двумя руками снизу.

Положение приема подачи:

Прием мяча производится:

Подача. Подача – это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения.

В школьном волейболе используются несколько способов подач:

1. Верхняя прямая с вращением (силовая).

2. Верхняя прямая без вращения (планирующая).

3. Верхняя прямая в прыжке.

4. Нижняя прямая.

Техника подачи состоит из:

1. Исходного положения.

2. Подбрасывания мяча.

3. Замаха.

4. Ударного движения.

5. Опускания рук.

6. Перехода к игровым действиям.

Атакующие удары. Атакующий удар – наиболее эффективный способ завершающих действий команды.

Атакующие удары различают:

а) по направлению:

·        по ходу,

·        с переводом;

б) по скорости:

·        силовые – скоростные,

·        кистевые – ускоренные,

·        обманные – медленные;

в) по технике:

·        прямые,

·        боковые.

Атакующий удар состоит из 4-х фаз:

1. Разбег.

2. Прыжок.

3. Удар по мячу.

4. Приземление.

В свою очередь, каждая из этих фаз состоит из микрофаз. 

Блокирование. Блокирование – прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения, это один из самых сложных приемов.

Способы блокирования:

·        одиночное – одним игроком,

·        групповое – двумя-тремя игроками.

Расположение блокирующих:

·        близко от сетки,

·        в высокой стойке,

·        руки на уровне плеч,

·        стопы параллельны.

Передвижения блокирующих:

·        приставными шагами,

·        бегом,

·        скачком,

·        что зависит от расстояния до места атаки. 

Техника блокирования: 

Перед прыжком игрок:

В момент удара:

Сложность техники блокирования обусловлена тремя основными факторами

4. Упражнения общей и специальной физической подготовки (20 часов) 

Практика: 

Общая физическая подготовка

1. Бег на короткие дистанции на различные исходные положения:

·        сидя лицом,

·        лежа на груди,

·        лежа на спине,

·        в упоре присев,

·        в упоре лежа,

·        в приседе и т.д.

2. Бег на короткие дистанции по зрительному сигналу:

·        движения рук (вверх, вниз, в сторону и т.д.),

·        бросок мяча,

·        переставленный предмет и т.д.

3. Бег в максимальном темпе и т.д.

·        «челночный бег»,

·        бег «елочкой».

4. Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.

5. Эстафеты.

6. Прыжковые упражнения.

7. Упражнения с предметами и без предметов.

8. Подвижные игры.

9. Метания.

Все эти упражнения направлены на развитие скорости, так как первоочередная задача игрока – это своевременный выход к быстролетящему мячу и выполнение нужного приема.

Практика: 

Специальная физическая подготовка.

·         Упражнение в передаче мяча в двух шеренгах.

·         Передача мяча в движении.

·         Упражнение в передаче мяча от стенки после поворота на 360 0

·         Обстрел двумя мячами.

·         Совершенствование бокового периферического зрения в прыжке.

·         Выполнение «скрытой» передачи в тройках.

·         Упражнение в передаче мяча у сетки.

·         Упражнение в парах в откидке одной рукой.

·         Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3.

·         Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3 и откидки за голову.

·         Прием мяча от стенки с перемещением.

·         Прием далеких мячей.

·         Прием мяча от сетки.

·         Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.

·         Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.

·         Траектория подачи.

·         Совершенствование сильной подачи в зону 5.

·         Подача в «разрез» между игроками.

·         Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки.

·         Упражнение в передачах сразу на удар.

·         Действия игроков на встречных мячах:

А – поставлен групповой блок: проводить нападающий удар нецелесообразно;

Б – результативнее в этих случаях- откидка.

Развитие физических качеств. Комплексы упражнений общего воздействия для всех мышечных групп. Специально-подготовительные упражнения для мышц брюшного пресса. Специально-подготовительные упражнения для мышц спины.

5. Основы судейства (4 часа) 

Теория: Основы судейства. Правила соревнований. Жесты волейбольного арбитра. 

Практика: Самостоятельное судейство игры.

6. Двухсторонняя игра (56 часов) 

Практика: Организация и проведение соревнований по волейболу. Размещение на поле, стратегия. Индивидуальные, групповые, командные технические и тактические действия в игровых ситуациях. Разбор ошибок. Групповые действия в нападении и в защите. Взаимодействие игроков передней и задней линии при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного удара. Чередование способов подач.

7. Итоговое занятие (1 час) 

Практика: Подведение итогов освоения учебного материала. Двусторонняя игра на приз по результатам встречи. Награждение.

 

2.5. Система оценки достижения планируемых результатов.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование (сентябрь, приложение 1). Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года, (приложение 2) форма аттестации-выполнение контрольных упражнений. (май приложение  3) 

Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. 

К концу 1 года обучения учащиеся  

должны знать 

должны уметь 

Правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по волейболу;

Правила поведения в спортивном зале;

Правила гигиены и режимы дня;

Основные правила при игре в волейбол.

Выполнять программные требования по видам подготовки;

Владеть основами техники и тактики волейбола;

Правильно применять технические и тактические приемы в игре.

 

К концу 2 года обучения учащиеся 

должны знать 

должны уметь 

Вопросы о физической культуре и спорте в России;

Состояние и развитие волейбола в России;

Влияние физических упражнений на организм спортсмена.

Выполнять программные требования по видам подготовки;

Владеть основами техники и тактики волейбола;

Правильно применять технические и тактические приемы в игре

 

2.6. Календарный учебный график:

Год

обучения

Дата начала

обучения

по

программе

Дата

окончания

обучения

по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1 год

01.09.2022

25.05.2023

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

 

2 год

01.09.2023

25.05.2024

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

 

Итого

 

 

 

288

 

 

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы.

Методические рекомендации:

Подбор средств и объем общефизической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения, когда эффективность средств волейбола еще незначительна - малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и двусторонней игре, - объем физической подготовки составляет до 50% времени, отводимого на занятия.

Целесообразно периодически выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, проводятся подвижные игры.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством ее являются специальные упражнения (подготовительные).

Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений, мгновенную реакцию в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную), к скоростным- силовым усилиям, прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, с различными специальными приспособлениями, тренажерами.

Систематическое применение разнообразных предварительных упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры в волейбол.

Игровая подготовка.

Комплексные упражнения, подводящие игры, двусторонние тренировочные игры.

Главные методы интегральной подготовки - методы сопряженных воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются спортивные соревнования по волейболу.

Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки.

Взаимосвязь технической и тактической подготовки.

Интегральная подготовка.

Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:

1. Упражнения по технике в виде игры - «Эстафеты у стены» (передачи о стену сверху, снизу). «Мяч капитану», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих ударах) и т.д.

2. Подготовительные к волейболу игры - в них должна быть отражена специфика волейбола.

3. Учебные двухсторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы занимающиеся научились уверенно применять весь объем изученных технических приемов и тактических действий.

4. Контрольные игры с заданиями - установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными играми и официальными играми и официальными соревнованиями.

Подготовительные игры.

«Два мяча через сетку» (основана на игре «Пионербол»). В ней участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе, после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры приближают к правилам игры в волейбол еще больше, когда мяч через сетку бросают третьим касанием, определяют направление броска и т.п. Как этап в овладении навыками ведения игры игра без подачи, мяч вводят по сигналу верхней передачей из зоны 6.

Учебные игры. Игра по правилам мини-волейбола. Игра по правилам волейбола. Расстановка игроков при приеме мяча от противника (игрок в зоне 3 у сетки). Игра в три касания. Игра с некоторыми отступлениями от правил (при приеме мяча фиксируют только грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной). Игра при полном соблюдении правил игры в волейбол. Игра уменьшенными составами (4х4, 3х3, 2х2, 4х3 и т.п.) Игры полным составом с командами параллельных групп (старшей, младшей).

Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Задания в игре по технике. Например, подача только нижняя (верхняя). прием подачи снизу, через сетку мяч посылать в прыжке и т. п. Вести игру только в три касания. Через сетку мяч направлять в зону 1 (5), в любую точку, кроме зоны 6. Обязательное требование при проведении учебных игр - применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.

Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, а для волейбола более характерны задания по тактике, то эти виды заданий представлены здесь более широко, рассчитаны на учебные и контрольные игры и заключаются в следующем.

Индивидуальные действия в нападении

Примерные задания при передачах:

1. Передача на удар игроку, к которому передающий обращен лицом (спиной).

2. Передача сильнейшему нападающему на линии. Передача сильнейшему нападающему на линии.

3. Передача после имитации передачи в противоположную сторону.

4. Передачи на удар только высокие (низкие).

5. Передачи в каждую зону, обусловленные по высоте и направлению.

6. Передачи в зону, где расположен «слабый» блокирующий. 7. Чередование передач на удар и обманных передач через сетку после отвлекающих действий.

Примерные задания при подачах:

1. Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

2. Подача на игрока, вышедшего в результате замены.

3. подача на игрока, вышедшего в результате замены.

4. Подача на выходящего игрока задней линии.

5. Подача «вразрез».

6. Подача в уязвимые места.

7. Чередование подач в дальние и ближние зоны.

8. Подача на нападающего у сетки.

1. Подача в таком направлении, чтобы связующий вынужден был давать основному нападающему передачу на удар, находясь к нему спиной.

Примерные задания при нападающих ударах:

1. Чередовать способы ударов.

2. Чередовать удары с обманами.

3. Нападать в незащищенном направлении.

4. Нападать через слабейшего блокирующего.

5. Чередовать удары на силу с «накатами».

6. На краю сетки играть по блоку в аут.

7. При первой передаче на удар применить откидку после имитации удара.

8. То же, но имитировать передачу в прыжке, после чего выполнять удар.

Групповые действия в нападении.

Примерные задания:

1. Первой передачей мяч направлять в зону 3, вторая передача - на края сетки высокая, находясь лицом и спиной к нападающему (чередование или с учетом места нахождения сильнейшего нападающего на линии). Если передающий в данный момент находится в зоне 2 (или 4), то нападающий в зоне 3 оттягивается назад, передающий идет в зону 3 для передачи, а нападающие играют на краях сетки.

2. Первая передача на выходящего игрока задней линии (связующего), скрестные перемещения игроков в зонах и завершение нападающим ударом. Противник чаще обычного отдает мяч без удара, надо организовывать взаимодействия со скрестным перемещением при выходе из зоны 1 (игроков зон3 и 2), зоны 6 (игроков зон 3 и 4), зоны 5 (Игроков зон 3 и 4).

Командные действия в нападении

Задание определяет систему, по которой волейболисты должны организовывать действия в нападении, в рамках одной системы групповые действия (их сочетания) или чередование систем либо вариантов.

Примерные задания:

1. Первую передачу направлять только в зону 3 (2, 4),. в зону 3 или 2 в соответствии с расположением игрока зоны 3 (у сетки или оттянут).

2. Вторую передачу выполнять нападающему, к которому передающий обращен лицом (спиной).

3. Вторую передачу направлять сильнейшему нападающему (особенно в конце партии, игры).

4. Нападающие действия организовывать только через связующих игроков, выходящих с задней линии к сетке.

5. Равномерно загружать в нападении все три зоны - 4, 2, 3, преимущественно зону 3, главным образом края сетки (зоны 4 и 2).

Индивидуальные действия в защите

Задания в игре должны последовательно включать основные индивидуальные действия в защите, для чего команда противника моделирует необходимые нападающие действия.

Примерные задания:

1. С подачи принимать мяч только снизу двумя руками.

2. В доигровке принимать мяч только сверху двумя руками.

3. на страховке принимать мяч снизу одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро.

4. Оставаться только в защите.

5. Идти только на страховку.

6. При блокировании закрывать только «диагональ» (с краев сетки).

7. То же, но только закрывать «линию».

8. При низких передачах на удар закрывать «ход».

9. Блокировать только сильнейшего нападающего.

Групповые действия в защите.

Примерные задания:

1. При нападающих ударах из зон 4 и 2 основной блокирующий игрок зоны 3. Игроки зон 2 и 4 - вспомогательные блокирующие.

2. То же, но основные блокирующие крайние. Игрок зоны 3 - вспомогательный.

3. При нападении из зоны 4 блокирующие зон 2 и 3 закрывают «линию». Игрок зоны 4 принимает мячи, которые идут в «ход».

4. То же, при нападении из зоны 2 принимает мячи игрок зоны 2. Блокирующие игроки 4 и 3 закрывают «линию».

5. Страховку блокирующих выполняют игроки, не участвующие в блоке.

6. При нападении из зоны 4 страховку блокирующих игроков зон 2 и 3 выполняет игрок зоны 1.

7. При нападении из зоны 2 страховку блокирующих игроков зон 4 и 3 выполняет игрок зоны 5,

8. Страховку блокирующих выполняет только игрок зоны 6.

Командные действия в защите. Последовательно моделируют командные нападающие действия с входящими в них групповыми действиями. На этих моделях совершенствуют навыки защитных действий.

Примерные задания при системе углом вперед: 1. Основной блокирующий - игрок зоны 3, основная задача - закрыть диагональное направление при ударах с краев сетки. 2. Зону 6 занимает связующий игрок, в данный момент находящийся на задней линии (удобно играть в доигровке). 3. Зону 6 занимает игрок, слабо владеющий навыками игры в защите.

Примерные задания при системе углом назад: 1. Основной блокирующий - крайний со стороны сильнейшего нападающего противника, средний - вспомогательный. В этом случае закрыта блоком «линия», крайний защитник осуществляет страховку. 2. Основной блокирующий - средний закрывает диагональное направление, крайний играет в защите, на страховке игрок, не участвующий в блокировании. Важнейшее значение имеет умение команды сочетать эти две системы в игре и сна соревнованиях. Для этого в занятиях по указанию преподавателя команда играет то по одной, то по другой системе.

3.2. Материально-технические условия реализации программы 

Условия реализации данной программы (помещение, оборудование, спортивный инвентарь): игровой зал, раздевалки, тренерская, комнаты для хранения инвентаря и специального оборудования, коридор (стенды, агитация и пропаганда для занятия волейболом). При реализации образовательной программы материально-техническое оборудование и оснащение должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для проведения занятий в школе должен быть зал.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 1 шт.

2. Стойки волейбольные - 2 шт.

3. Гимнастические стенки - 2 шт.

4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.

5. Гимнастические маты - 5 шт.

6. Скакалки - 20 шт.

7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 15 шт.

8. Резиновые амортизаторы - 15 шт.

9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 20 шт.

10. Рулетка - 2 шт.

11. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.

Раздел

Форма занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1. Основы знаний

беседы

литература по теме

наглядные пособия

 

2. Общая физическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

-самостояте

льные занятия;

-тестиро

вание.

- литература по теме;

- слайды;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнасти

ческие скамейки;

- гимнасти

ческая стенка;

- гимнасти

ческие маты;

- резиновые амортизаторы;

- перекладины;

- мячи;

- медболы.

контрольные нормативы по ОФП

3. Специальная физическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоятель

ные занятия;

- тестирование

- литература по теме;

- слайды;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнасти

ческие скамейки;

- гимнасти

ческая стенка;

- гимнасти

ческие маты;

- резиновые амортизаторы;

- перекладины;

- мячи;

- медболы.

контрольные нормативы по СФП

4. Техническая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоя

тельные занятия;

- тестирование;

- турнир.

- литература по теме;

- слайды;

- видео

материалы;

- карточки с заданием.

- волейбольные мячи;

- волейбольная сетка;

- медболы;

- резиновая лента

- контрольные нормативы;

- учебно-трениро

вочная игра;

- помощь в су действе.

5. Тактическая подготовка

Практикум:

- занятие поточным методом;

- круговая тренировка;

- занятие фронтальным методом;

- работа по станциям;

- самостоя

тельные занятия;

- тестирование;

- турнир.

- литература по теме;

- слайды;

- видео

материалы;

- карточки с заданием.

- волейбольные мячи;

- волейбольная

сетка;

- резиновая лента

- контрольные нормативы;

- учебно-тренировочная игра;

6. Контрольные испытания

Практикум:

- самостояте

льные занятия;

- тестиро

вание;

- карточки с заданием.

- скакалки;

- гимнасти

ческая стенка;

- гимнасти

ческие маты;

-перекладины;

- мячи;

- медболы

- контрольные нормативы;

- помощь в су действе.

3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий.

Основная литература:

1.  Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., -- М.: «Физкультура, образование, наука», 2000.

2. Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.

3. Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. “Физическая культура”. Высшая школа. 1989 г.

4. Ивойлов А. В. Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].-- Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979.

5. Ковалев В.Д. Спортивные игры; М., 1988

6. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа, 1984 г.

7. Д. Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г

8. А.Г. Фурманов. Игра в мини-волейбол. М.

9. Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г.

Дополнительная литература: 

1. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2002

2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с.

3. Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М., 2008

 

3.4. Кадровое обеспечение программы.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1 – Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г.  № 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющие высшее образование, соответствующее направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональным стандартам.

 

. . .. .