Метод проекта в работе музыкального руководителя
Метод проекта в работе музыкального руководителя
Автор: Мелехина Ирина Сергеевна
Метод проектирования образовательного процесса на сегодняшний день – довольно изученный и распространенный метод его организации, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, однако не потерявший своей практической значимости, так как строится на двух важных принципах: интеграции воспитательно-образовательного пространства, в основу которой положена актуальная проблема. А в свете внедрения ФГОС ДО проектный метод приобретает еще большую значимость и актуальность, так как нацелен на развитие свободной творческой личности ребёнка и определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Обновленное содержание дошкольного образования по музыкальному воспитанию призывает к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Огромными возможностями повышения качества музыкального воспитания обладают современные образовательные технологии, способные решать задачи уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, которые являются основой развития интегративных качеств личности ребёнка
Современное понимание сущности и смысла организации музыкального воспитания в ДОУ состоит не в получении музыкальных знаний, обучения детей грамоте и игре на музыкальных инструментах, а в создании условий для общения с музыкой, творческих проявлений и эмоционально-психического развития ребёнка. При организации музыкальной деятельности с детьми следует обратить внимание на выводы психологов о том, что у ребёнка дошкольного возраста процесс познания происходит при участии в деятельности всех анализаторов. Это определяет идеи интеграции всех видов деятельности в образовательный процесс как возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире со способностью использования их самостоятельно.
Внедрение опыта работы проходило по трем ключевым линиям, влияющим на качество образовательного процесса:
- самообразование педагога;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- оценка качества образовательного процесса.
Проектирование образовательного процесса по музыкальному воспитанию направлено на целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребёнка с целью его эстетического развития, т.е. становление и совершенствование эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства образовательного процесса.
Средства образовательного процесса соответствуют трём группам средств эстетического воспитания:
– Искусство – музыка, изобразительное искусство, художественная литература, архитектура, театр.
– Окружающая жизнь – природа, эстетическая развивающая среда.
– Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театрализованные игры).
Формы организации образовательного процесса, соответствующие обязательному требованию проектной деятельности – вертикальной интеграции (объединение на основе единой темы):
- непрерывная образовательная деятельность;
- по форме организации – групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия;
- по виду деятельности – интегрированные, тематические, фронтальные.
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная художественная деятельность детей;
- театрализованные игры;
- праздники, развлечения;
- совместное творчество детей и родителей;
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии.
Преобладающие виды деятельности:
- художественно-творческая – музыкальная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);
- познавательная
Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности:
- В познавательной деятельности: беседа, опрос, обмен мнениями;
- В музыкальной деятельности: игра в «концерт», пение «по-цепочке»; «дирижер»; «кто лучше станцует», «зеркало» и т.д.
- Общие: наблюдение
Ожидаемые результаты проекта ориентированы на всех участников педагогического процесса:
- дети приобретут положительный опыт общения, новые знания и умения, утолят жажду узнавания нового, интересного, необычного, обогатят психоэмоциональную сферу, разовьют коммуникативные качества и музыкально-творческие способности;
- родители станут активнее общаться друг с другом, проявят заинтересованность в общении собственного ребёнка с остальными детьми;
- педагоги более грамотно и профессионально станут подходить к проблеме развития толерантного поведения, контролировать взаимодействия родителей, детей и сотрудников, разработают новые методические приёмы и педагогические технологии формирования морально-нравственных качеств через развитие толерантности.