Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом

Дата публикации: 2023-07-31 15:00:15
Статью разместил(а):
Левина Марина Алексеевна

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом

Автор: Левина Марина Алексеевна

МОУ "СОШ №19", г. Раменское

 

Актуальность работы.

Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одни из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. 

Формирование чувства патриотизма у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно – в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. В условиях нравственного кризиса последних лет наблюдается спад в воспитании подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого. 

Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем чувство патриотизма, уважительное отношение к Родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям. 

Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и в детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников. В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; культурному наследию своего народа.

С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям.  

Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.Г. Ковалёва, В.С. Мухина, А.С. Макренко, Д.С. Лихачёв, Л.Е. Никонова и др. Российские исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают в качестве одного из решений проблемы патриотического воспитания дошкольников познание ими Родины – России, и того места, где они проживают. 

Стремительно возросший в последнее время интерес исследователей к патриотическому воспитанию подрастающего поколения способствовал активной разработке общеобразовательных программ, которые позволяют в доступной для дошкольников форме изучить историю своей страны, ее символов, столицы. 

В концепции дошкольного образования детей дошкольного возраста особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по патриотическому воспитанию детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации.  

Однако, анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников, мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью  данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом». 

Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом?

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

Объект исследования: процесс патриотического воспитания старших дошкольников. 

Предмет исследования: влияние педагогических условий патриотического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом. 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом будет эффективным, если: 

поэтапно знакомить детей с родным городом, последовательно проходя этапы: эмоционально-мотивационный,  интеллектуальный, действенно-практический. 

осуществлять отбор содержания (художественные произведения), формы работы (игры, занятия, беседы), средств ознакомления с родным городом (экскурсии, целевые прогулки); 

развивать предметно-пространственную среду, обогащать  пособиями и дидактическими играми, направленными на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом; 

реализовать  взаимодействие с семьей  по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города.  

Задачи исследования: 

1. Выявить сущность понятия патриотического воспитания. 

2. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Раскрыть роль истории родного города в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных). 

Теоретическую основу исследования составили:  

идеи народности в воспитании Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.; 

теории воспитания и развития дошкольников Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др. 

-  исследования С.А. Козловой  и Т.А. Куликовой.

Новизна исследования: 

определены показатели и уровни воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным городом; 

обосновано и экспериментально проверено содержание, методы и формы воспитания основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

Теоретическая значимость исследования: определяется обоснованием потенциальных возможностей процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом,  воспитании у них патриотических чувст. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные и выводы, разработанные формы и средства работы по организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом могут быть использованы педагогами для решения задач по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № 17 «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17» г. Раменское. 

Глава 1. Теоретические основы патриотического  воспитания у детей старшего дошкольного возраста. 

1.1. Анализ проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  

Прежде чем перейти к проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, необходимо более подробно рассмотреть такие понятия как «патриотизм» и «патриотическое воспитание».  

Эти понятия всегда были актуальны и во все времена привлекали к себе внимание ученых из различных областей: психологии, педагогики, философии, истории и т.д.

В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как  социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [2]. 

Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [10, c. 314].  

Патриотическое воспитание  включает в себя следующие компоненты: любовь к  Отчизне, стремление защищать и оберегать ее, приумножать ее богатства и достижения, уважительное отношение к родному языку,  привязанность к тем местам, где человек родился и вырос, стремление в любой ситуации защищать честь и достоинство своей страны, гордость за достижения своего Отечества, уважение к древним традициям своего народа, стремление сохранить их и передать потомкам.  

Патриотическое воспитание очень важно для становления и развития личности. Его можно по праву считать одной из важнейших основ духовной жизни человека. К.Д. Ушинский говорил о патриотическом воспитании: "Как нет человека без самолюбия,  так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" [22, с.160]. Приобщение детей к культурному наследию своего народа – одно  из важнейших условий нравственного воспитания, так как раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Ознакомление с народным наследием воспитывает у детей уважение, гордость за Родину.  

Необходимость  патриотического воспитания была признана еще во времена античности. Так, великий древнеримский философ и мыслитель Цицерон, живший в 43-106 гг. до н.э., считал, что идеальный человек должен следовать добродетелям, важнейшими из которых Цицерон считал долг и защиту отечества. 

Древний философ и мыслитель Конфуций, учение которого оказало огромное влияние на жизнь Китая, считал, что важнейшими качествами в человеке являются служение государству и общине, уважение к старшим по возрасту или же по положению в обществе и званию.  

Термин «патриот» впервые возник во времена великой французской революции 1789 -1793 годов. В то время патриотами считались революционеры, защитники республики и борцы за великое дело. 

В отечественной педагогике также уделялось особое внимание патриотическому воспитанию.  

Еще во времена Киевской Руси Владимир Мономах говорил о необходимости защищать и беречь Родину. Именно об этом он пишет в своем «Поучении детям». В условиях постоянной и жестокой войны с множеством захватчиков, посягающих на Русь, патриотическое воспитание у подрастающего поколения было особенно актуально.  

В 18 в. был сформирован целый ряд подходов к пониманию сущности  и целей  патриотического воспитания детей. В то же время был сформирован идеал гражданина – это свободная личность, которая наделена такими качествами как мужество, отвага, сила духа, стойкость перед лицом жизненных сложностей, способность к их преодолению, готовность защищать свое отечество, верность долгу, совести и чести. 

Согласно концепции педагогов-гуманистов того времени, одним из которых был В.Г. Белинский, прежде всего следует воспитать в человеке доброту и гуманность, человечность, а уже потом патриотизм. В.Г. Белинский говорил: «вначале нужно воспитать человека и лишь потом гражданина».  

В начале 20 века была выдвинута идея о том, что патриотизм - это не только любовь к великим и славным достижениям своей родины, но так же  и любовь к печальным моментам ее истории. Любовь к родине выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо отечеству. Педагоги того времени видели главным условием для формирования патриотизма наличие национального самосознания. Особенно важная роль отводилась изучению истории, родного языка и словесности, географии и законоведению [6, с. 21.].  

Пробуждению гражданского самосознания способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг., она вызвала прилив патриотических сил. Вся страна, от  «мала до велика», поднялась на защиту своего Отечества. Истории известно огромное количество случаев, когда на поле боя выходили женщины и даже дети. Это и есть истинный патриотизм – защищать свой дом и свою родину по мере своих сил и возможностей, а иногда и за их пределами. 

В настоящее время вопросы патриотического воспитания стоят не менее остро. В последние десятилетия резко снизился воспитательный потенциал семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания подрастающего поколения. Отечественные традиции воспитания забываются, а на смену им приходят «более современные» западные технологии. Материальные блага стали цениться значительно выше, чем духовные ценности, исказились понятия о доброте, великодушии, гуманизме. 

В связи с этим особую актуальность в педагогической науке приобретают вопросы, связанные с формированием у детей эмоционально-положительного и активно-заинтересованного отношения к своей стране. Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на работах исследователей Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И, Корнеевой и др. 

Проблема патриотического воспитания реализуется в таких программах воспитания и обучения дошкольников, как: «Истоки», «Детство», «Из детства –в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Я – Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева,  М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др. 

В конце 80-х – начале 90-х годов изучением патриотического воспитания занимались такие ученые как Е.В. Бондаревская, Р.Я. Мирский, Н.М. Навайчик, М.П. Чумакова и другие. 

В настоящее время патриотическое воспитание рассматривается в контексте всестороннего развития личности. По определению С.А. Козловой патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле. 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3]. 

Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств  и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота.  

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями. 

Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения; 

Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление  с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным творчеством  (сказками, былинами, поговорками и пословицами) 

Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит  развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.  

Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности.  

В качестве основных средств патриотического воспитания можно выделить мезосреду, художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность, традиции и т.п. 

Мезосреда. Зарождение патриотических чувств происходит в процессе жизни  человека, находящегося в рамках определенной социокультурной среды. С момента рождения человек естественно и незаметно привыкает к окружающей среде, к культуре, природе, традициям своей страны. Обогатив пространство вокруг ребенка объектами культурного наследия (плакаты, макеты, предметы народного творчества, художественная литература, образцы народных костюмов, предметы быта), мы способствуем развитию патриотических чувств. 

Художественная литература и искусство, фольклор. У каждого народа есть свои легенды, сказки, истории. И каждая из них призвана нести для будущих поколений такие вечные нравственные ценности как: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, милосердие. К.Д. Ушинский писал: "Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". К.Д. Ушинский  ввел в отечественную педагогическую науку термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. 

Практическая деятельность. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение использовать полученные знания в играх, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относиться к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. 

Традиции и т.п. Участие в народных праздниках, чтение художественной литературы (об обычаях и традициях народа), игра в традиционные народные игры, все это так же способствует развитию у ребенка патриотических чувств. 

Таким образом, в основу нашей работы мы положим многоэтапность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а средствами патриотического воспитания – мезосреду, художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность и традиции.  

1.2. Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Приступая к исследованию проблемы педагогического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо понять психологические основы процесса зарождения патриотических чувств. Для правильной и эффективной организации процесса патриотического воспитания дошкольников, необходимо иметь представление об общих психологических особенностях этого возраста, а так же учитывать возрастные возможности детей.  

Наряду с физиологическими изменениями, так же происходят изменения в психике ребенка. В старшем дошкольном возрасте  у детей активно развиваются познавательные и мыслительные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и речь. 

К концу дошкольного возраста у детей происходит переход от непроизвольной формы внимания к произвольной форме. Дети начинают сознательно удерживать внимание на определенных объектах. Ребенок умеет целенаправленно рассматривать какой-либо предмет, вести наблюдение. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Проявление произвольной памяти происходит в тех ситуациях, когда ребенок сознательно ставит себе целью запомнить и вспомнить что-либо. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста происходит от наглядно-образного к словесно-логическому. «Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще», говорил об этом возрасте К.Д. Ушинский. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению происходит в два этапа. На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. Период старшего дошкольного детства наиболее благоприятен для развития фантазии, ведь именно в этом возрасте активизируется творческое воображение. В сфере развития речи так же происходит ряд изменений. Расширяется и активизируется словарный запас,  развивается грамматически строй речи, связность речи, диалогическая и монологическая речь. Дети чаще начинают использовать  обобщения, синонимы и прилагательные.  

Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог,  способствующий развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а так же положительных черт личности. Старший дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств. Ребенок в этом возрасте доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.  

Изучением вопросов патриотического воспитания у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, философы, психологи, начиная с древнейших времен. Проблему патриотического воспитания разрабатывали К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, А.А. Анциферова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, В.В. Канащенкова, и др.   

Согласно исследованиям психологов (А.Г. Ковалева, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсона и др.) формирование высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, происходит на основе постоянно повторяющихся положительных эмоций. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова), процесс формирования патриотического воспитания не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к Отечеству, его истории, традициям и культуре. Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а так же с методами и средствами воспитания. При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.  

Благодаря возросшим интеллектуальным и познавательным способностям, дети старшего дошкольного возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине; с помощью воспитателя у детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована начальная система знаний об окружающем мире. Нужно отметить, что все нравственные качества, в том числе и патриотизм, не могут быть сформированы окончательно, в связи с возрастными особенностями детей. Период дошкольного детства – период зарождения нравственных ценностей. 

Наиболее обширные исследования проблемы патриотического воспитания дошкольников принадлежат С.А. Козловой. В своих исследованиях С.А. Козлова выделила взаимосвязь между уровнем развития патриотизма и обстановкой, которая окружает ребенка. Одним из основных средств патриотического воспитания она видела искусство. «Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания». 

Однако, знакомство с художественными произведениями не единственное средство развития патриотических чувств. Помимо художественных, музыкальных и литературных произведений, которые дают представление о жизни страны и общества, патриотическое воспитание должно находить продолжение в других видах детской деятельности.  

Стоит отметить, что не последнюю роль в воспитании любви к Родине играет личность воспитателя. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет играть роль посредника между ним и окружающим миром. Он учит ребенка понимать окружающую действительность, помогает сформировать определенное отношение к ней, в доступной форме объясняет правила поведения и моральные нормы. При этом взрослый сам выступает в качестве объекта познания, а так же в качестве носителя тех моральных ценностей, которые старается привить ребенку. Иными словами, взрослый сам выступает в качестве образца, эталона поведения. Не секрет, что чем выше уровень нравственных качеств у воспитателя, тем  выше вероятность достижения успеха в воспитании у детей.   

С.А. Козлова наряду с Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С.А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму?». Базой для формирования патриотизма, по мнению С.А. Козловой, должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.  

Существенный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внесла Р.И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории при НИИ дошкольного воспитания. Проводя множество исследований, она выявила алгоритм формирования патриотических чувства у детей дошкольного возраста. Начинать формировать представления о Родине необходимо с уже знакомых детям явлений окружающей действительности. 

В.В. Канащенкова занималась исследованиями роли регионального компонента в формировании патриотизма у детей дошкольного возраста. В своей работе она подчеркивает важность отбора художественных и музыкальных произведений местных авторов, воспевающих красоту родного края.   

Э.К. Суслова занималась разработкой вопросов патриотического воспитания в игре. Старший дошкольный возраст – время, когда у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру. Поэтому использование театрализованных игр, игр-драматизаций может оказать существенную  помощь в формировании патриотических чувств у детей.  

Игры-драматизации, разыгрываемые на основе сказок народов мира, способствуют развитию у детей толерантности к другим национальностям, что особенно актуально в нашем многонациональном государстве. Э.К. Суслова говорила  о том, что недопустимо превознесение в каких-либо проявлениях какой бы то ни было национальности.   

Эффективность патриотического воспитания зависит от понимания сущности данного процесса. Исследованиями этой проблемы глубоко занималась Л.Е. Никонова. Она выделила три структурных компонента, которые характеризуют патриотические чувства: эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. 

Эмоциональный компонент – переживания и эмоции, которые испытывает ребенок по отношению к Родине. Этот компонент проявляется в любви к своему городу, стране, проявлению интереса к событиям, когда-либо здесь происходившим, любви к народным традициям и обычаям, к родному языку, к природе своей страны и своего края.      

Интеллектуальный компонент представляет собой овладение совокупностью знаний, соизмеримых возрастным особенностям детей. Сюда можно отнести знания о жизни народа (традиции, народное творчество, труд), знания о природе (флора и фауна родного края, страны, отношения людей к природе), знания об истории родного края, социальные знания (название города, страны, государственная символика,  достопримечательности и т.д.). 

Деятельностный компонент включает в себя трудовую, изобразительную и игровую деятельность. Проявление патриотических чувств в играх, изобразительной деятельности посредством использования полученных знаний на практике.  

Таким образом, под патриотическим воспитанием у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом будем понимать поэтапный процесс формирования личности ребенка (эмоциональный, когнитивный и деятельностный), ориентированный на знания детей этого возраста о месте проживания, достопримечательностях родного города, символике родного города и страны; а также природе родного края.

1.3. Роль истории родного города в патриотическом  воспитании  детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей с историческим и культурным наследием родного города имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. 

Выстраивая педагогический процесс по ознакомлению детей с родным городом, необходимо учитывать следующие принципы: 

Принцип историзма. Ввиду того, что у детей дошкольного возраста не полностью сформировано историческое сознание, события следует описывать в хронологическом порядке, но сводить все к двум историческим понятиям: прошлое (когда-то давно) и настоящее (наши дни).  

Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога учитывать эмоции и чувства ребенка, его точку зрения и воспринимать его как полноправного партнера.  

Принцип дифференциации. Требует создания оптимальных условий для самореализации ребенка в процессе овладения знаниями о родном городе с учетом возрастных возможностей, а так же индивидуальных особенностей познавательной сферы ребенка. 

Принцип интегративности. Состоит в сочетании всех видов детской деятельности при ознакомлении с краеведческим материалом (достопримечательности родного города, его история, знаменитые люди, жившие в нашем городе, природные особенности). Реализация принципа осуществляется в сотрудничестве  с библиотекой, музеем, выставочным комплексом, театром. 

В работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом необходимо учитывать следующие моменты: 

материал должен отбираться с постепенным переходом от более простого, близкого, личностно значимого и понятного для ребенка к более сложным фактам; 

приобщение детей к городским праздникам (День города, масленица, день защиты детей и т.д.) способствует созданию эмоционально-положительного отношения к истории и традициям родного города; 

создание в группе развивающей среды, которая способствовала бы повышению уровня знаний о родном городе у детей (выставки, подборки фотографий города и его достопримечательностей, картин местных художников, лепбуки, буклеты и художественная литература и т.д.); 

–  отбор таких методов ознакомления детей с родным городом, которые способствовали бы повышению познавательной и эмоциональной активности детей; 

осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.); 

организовать работу с родителями. Родитель – самый первый и самый важный человек в жизни ребенка, любовь родителей к родному городу, их знания о нем должны передаваться детям; 

ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. 

Основной формой работы по ознакомлению детей с родным городом являются тематические занятия, это могут быть, например: экскурсии, дидактические игры с краеведческим содержанием, народные игры, экспериментирование.  

Педагогическая работа по ознакомлению детей с родным городом включает в себя следующие пункты: 

1. Отбор краеведческого материала в соответствии с возрастными особенностями и целями развития ребенка.  

2. Обогащение развивающей среды материалами о родном городе. 

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей с краеведческими материалами.  

4. Обеспечение положительного эмоционального фона ребенка во время занятий. 

5. Согласование занятий по освоению материалов о родном городе с тематикой основных занятий 

Работа по ознакомлению детей с родным городом будет эффективной только в том случае, если педагогический процесс будет целостным на всех уровнях: 

административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования; 

организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и т.д.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов; 

– воспитательно-образовательном. 

Таким образом, при построении занятий мы будем ориентироваться на ряд принципов: принцип историзма, принцип интеграции, принцип дифференциации. В качестве основной формы для ознакомления детей с родным городом выбираем тематические занятия. В процессе ознакомления детей с родным городом будем учитывать возрастные особенности и интересы детей.  

Вывод по первой главе.

Теоретический анализ проблемы дает основание определять патриотическое воспитание как синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему городу, дому, в стремлении сберечь и приумножить лучшие ценности и традиции своего народа. 

Патриотическое воспитание является одной из ведущих проблем на сегодняшний день. В последние десятилетия резко снизился воспитательный потенциал семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. 

Отечественные традиции воспитания забываются, а на смену им приходят «более современными» западные технологии. Материальные блага стали цениться значительно выше духовных ценностей, исказились понятия о доброте, великодушии, гуманизме. В связи с этим особую актуальность в педагогической науке приобретают вопросы, связанные с формированием у детей эмоционально-положительного и активно - заинтересованного отношения к своей стране. 

Все вышеперечисленное заставляет нас задуматься о воспитании подрастающего поколения. Знания, умения, навыки, эмоциональные отношения, которые мы вложим в детей сегодня, завтра дадут соответствующие результаты. Опираясь на многовековую историю, можно с уверенностью сказать, что без патриотического воспитания невозможно создать сильное государство, невозможно научить людей их гражданскому долгу, невозможно привить уважение к закону. Патриотическое воспитание является источником и средством духовного, экономического и политического возрождения страны. 

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста должно происходить при участии трех сторон: государства, дошкольной образовательной организации и родителей. Основная задача такого взаимодействия – формирование национального самосознания, гражданственности и патриотических чувств у подрастающего поколения. 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.

2.1. Выявление уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа: работа с детьми и работа с родителями. 

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста и уровень заинтересованности, степень участия родителей в патриотическом воспитании дошкольников.   

Экспериментальная работа была организована на базе МДОУ «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  №17» г. Раменское,  Московской области. 

1 этап экспериментальной работы – работа с детьми. В исследовании участвовало 34 ребенка подготовительной группы, из них 16 девочек и 18 мальчиков. Возраст испытуемых 6-7 лет. Для проведения экспериментального исследования мы поделили детей на две группы: экспериментальную и контрольную, по 17 детей в каждой группе. 

На основе теоретического исследования были определены компоненты, показатели и уровни патриотической воспитанности у детей. 

Когнитивный компонент – знание государственной символики, истории своего города, его памятных мест и культуры. 

Эмоциональный – развитое чувство уважения и любви к своему городу, гордость за свой город и свою страну.

Деятельностный – стремление и способность проявлять себя в делах, активное и сознательное участие в игровой, трудовой деятельности, проявление заинтересованности в сохранении окружающей среды города. 

Перечисленные выше компоненты могут проявляться на разных уровнях: высокий, средний и низкий уровень представлений о родном городе у детей  старшего дошкольного возраста. 

2 этап – работа с родителями. Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Та атмосфера, которая царит в семье и дошкольном образовательном учреждении, которым живут родители и воспитатели – люди, которые составляют ближайшее социальное окружение ребенка, оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира детей. Взаимодействие с родителями в вопросах патриотического воспитания способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа. 

Методика 1 – Беседа «Родной город» (Ястребцова А.О.)   

Цель – изучение уровня знаний детей о достопримечательностях родного города. 

Материалы и оборудование: таблица для записи результатов, ручка или карандаш, фото достопримечательностей города. 

Беседа проходит с группой детей. Ребенку предлагается ответить на несколько вопросов о родном городе. «Как называется город, в котором ты живешь?», «Какие главные улицы и площади ты знаешь?», «Какие достопримечательности есть в нашем городе?», «Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?», «В какой области находится наш город?», «Сколько лет нашему городу?». Во время беседы детям демонстрируются фотографии городских достопримечательностей и задаются уточняющие вопросы. 

Критерии оценивания. 

Высокий уровень (3 балла) – ребенок дает полный развернутый ответ, проявляет заинтересованность в беседе. Ребенок с интересом рассказывали о достопримечательностях родного города, точно называет главные улицы и площадь города. 

Средний уровень (2 балла) – некоторые достопримечательности вызвали у детей затруднение, ответы неполные. 

Низкий уровень (1 балл) – у детей с низким уровнем развития представлений о родном городе нет желания беседовать на предложенную тему, они быстро начинают отвлекаться, на поставленный вопрос отвечают с трудом. 

Анализ проведенной беседы позволил нам установить уровень знаний детей о достопримечательностях родного города. У 3 детей (17%) детей  контрольной группы был зафиксирован  высокий уровень знаний о родном городе. Дети узнавали главные достопримечательности города, с интересом рассказывали о них, точно называли главные улицы и площадь города. У экспериментальной  группы высокий уровень развития представлений о родном городе отмечается у 5 детей (29%) . 

Средний уровень знаний детей о достопримечательностях родного города был отмечен у 8 детей контрольной группы (48 %). В ходе беседы некоторые достопримечательности вызвали у детей затруднение. Например, многие дети в ходе беседы не могли вспомнить название главной улицы города Раменское (ул. Михалевича), хотя все остальные достопримечательности не вызывали затруднений. В экспериментальной группе средний уровень знаний детей о достопримечательностях родного города был зафиксирован у 7 (42%) детей. 

В контрольной группе оказалось довольно много детей, показавших низкий уровень знаний о достопримечательностях родного города. Низкий уровень знаний детей о достопримечательностях родного города был отмечен у 6 детей (35%) . В экспериментальной группе показатели оказались чуть лучше – 5 детей (29%). У детей с низким уровнем знаний детей о достопримечательностях родного города не было желания беседовать на предложенную тему, они быстро начинали отвлекаться, на поставленный вопрос отвечали с трудом. Из всех достопримечательностей г. Раменское дети смогли назвать только парк, Центральную площадь и прилегающую к ней аллею Славы Ветеранов Великой Отечественной войны, а так же музей боевой техники. 

Методика 2 – Беседа «Государственная символика» (Ястребцова А.О.).

Цель методики – выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о гербе и флаге России и г. Раменское. 

Материал и оборудование: герб и флаг РФ и г. Раменское. 

Исследование проводилось с группой детей. Детям были представлены  изображения гербов (России и г. Раменское) и государственного флага. Детям было предложено рассказать немного о том, кому принадлежит эта символика и какое она имеет значение. 

Критерии оценивания. 

Каждый ответ выражается в баллах от 0 до 6. 

Низкий уровень (1-2 балла) – в ходе беседы ребенок смог назвать только страну (город), которой принадлежит этот флаг (герб). 

Средний уровень (3-4 балла) – в ходе беседы правильно называют принадлежность гербов и флага, могут немного рассказать об их значении. 

Высокий уровень  (5-6 баллов) – В ходе беседы дети легко определяют, кому принадлежит флаг и герб, рассказывают об их значении. 

В результате диагностики уровня знаний о государственной символике высокий уровень знаний был отмечен только у 4 детей экспериментальной группы (23%) и у детей контрольной группы (17%), у 2 детей . Дети с высоким уровнем развития представлений о государственной символике не испытывали трудностей при определении кому принадлежит флаг и герб и смогли немного рассказать об их значений. Средний уровень знаний детей о государственной символике был выявлен у 8 детей (42%) контрольной группы. В ходе беседы ребята правильно называли принадлежность гербов и флагов, однако их значение дети почти не знают. В экспериментальной группе средний уровень развития был отмечен у 7 детей (42%).   

Низкий уровня знаний детей о символике государства и родного города был выявлен у 7 детей (41%) из контрольной группы. В ходе беседы дети смогли назвать только страну (город), которой принадлежит этот флаг (герб).  В экспериментальной группе низкий уровень развития представлений о государственной символике был выявлен у 6 детей (35%). 

Методика 3 – Опрос «Мое чувство к малой родине». 

Цель методики – выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город. 

Материал и оборудование: таблица для фиксации результатов. 

Технология реализации. Опрос проводился с группой детей. За каждый вариант ответа давался определенный балл: за каждый ответ «да» – 1 балла, за ответ «нет» – 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок – 8 баллов.   

В ходе опроса детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 

1) Знаешь ли ты, в какой стране ты живешь? 

2) Как называется город, в котором ты живешь? 

3) Гордишься ли ты своей Родиной? 

4) Любишь ли ты свой город? 

5) Есть ли у тебя любимые места в городе? 

6) Чем знаменит наш город? 

7) Что тебе нравится в городе больше всего? 

8) Какие памятные места тебе известны? 

Критерии оценивания. 

Высокий уровень (6-8 баллов). На этом уровне дети ярко проявляли гордость за свой город,  уважительно относились к нему;  

Средний уровень (4-5 баллов). Гордость за свой город проявляют слабо.  

Низкий уровень (1- 3 балла). Дети не проявляли гордость за свой город. 

В результате диагностики высокий уровень стремления детей проявлять чувства уважения и гордости за свой город был выявлен у 10 детей (60%) экспериментальной и у 8 детей (47%) контрольной группы. Дети не допускают ошибок в названии своей страны и своего города, на вопросы о том, гордятся ли они своей Родиной и любят ли свой город дети ответили утвердительно. На вопрос о том, какие памятные места города им известны, большинство детей назвали памятник ветеранам ВОВ и «Аллею ». 

Средний уровень стремления детей проявлять чувства уважения и гордости за свой город был зафиксирован у 6 детей (36%) детей из контрольной группы. В ходе опроса большинство детей ответили на вопросы 3 и 4 утвердительно, правильно ответили на вопросы 1 и 2, но не назвали никаких памятных мест нашего города. Вызвал затруднение и вопрос о том, чем знаменит наш город. В экспериментальной группе средний уровень развития был отмечен у 5 (29%) детей. 

Низкий уровень стремления детей проявлять чувства уважения и гордости за свой город был выявлен у 3 детей из контрольной группы (17%). Дети с низким уровнем сформированности чувства уважения и гордости за свой город на вопросы 3 и 4 ответили отрицательно. Дети с низким уровнем сформированности чувства уважения и гордости за свой город без затруднений ответили на вопросы 1 и 2, но не смогли назвать памятные  места города, чем он знаменит и что нравится им больше всего. Затруднения не вызвал вопрос о любимом месте, большинство детей назвали центральный парк города. В экспериментальной группе низкий уровень сформированности чувства уважения и гордости за свой город был выявлен у 2 детей (11%) . 

Методика 4 – Проблемные ситуации. 

Цель – выявить у детей старшего дошкольного возраста умение реагировать на сохранение окружающей среды города.  

Материал и оборудование: Набор карточек с описанием ситуаций, бланк для регистрации результатов. 

Диагностическая методика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Воспитатель поочередно зачитывал детям три ситуации и предлагал подумать и решить, кто из героев был прав и почему. За каждый правильный ответ ребенку давался 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок – 3 балла. 

Ситуация № 1. Гуляя по городскому парку, Оля  и Витя увидели растущие ландыши. Витя хотел сорвать и принести их в детский сад, а Оля предложила осторожно выкопать ландыши и пересадить их на клумбу возле садика. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав. Как ты думаешь, кто из ребят был прав? 

Ситуация № 2. После дождя ребята вышли на прогулку во двор. «Посмотрите, сколько червяков вылезло из земли!», – закричал Вова. «Давай соберём их и девчонок испугаем!». Ребята набрали червяков в банку и плотно закрыли ее крышкой. «Пойдем, посмотрим, где девчонки!», – сказал Саша, и ребята побежали искать девочек, оставив банку закрытой. Правильно ли поступили ребята? Почему? 

Ситуация № 3. Настя с мамой отдыхала на пляже. Мама купила Насте мороженое и лимонад. Девочка съела мороженое и выкинула обертку на песок. Как ты думаешь, правильно ли поступила Настя? Почему? 

Критерии оценивания. 

Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно решил все три ситуации и смог назвать, почему в той или иной ситуации персонажи были неправы. 

Средний уровень (2 балла). Ребенок сделал верный выбор в двух ситуациях, не всегда мог объяснить,  почему тот или иной персонаж был неправ. 

Низкий уровень (1 балл). Ребенок сделал неверный выбор во всех предложенных ситуациях. 

В экспериментальной группе высокий уровень умения детей  реагировать на сохранение окружающей среды города был отмечен у 7(41%)  детей, в то время как в контрольной группе он выявлен  только у 4 (23%) детей. 

Дети с высоким уровнем умения реагировать на сохранение окружающей среды города без особого труда определяют, кто был прав в ситуации представленной воспитателем. Дети могут аргументировать свои ответы, объяснить, почему персонаж был прав или не прав. Так, например, Ева Е. сказала, что Настя была не права, выкинув фантик у реки, потому, что это вредит окружающей среде. Савва Ш. обсуждая проблемную ситуацию № 2, сказал, что ребята поступили неправильно, червячки умрут в банке от недостатка кислорода. 

Средний уровень умения детей старшего возраста реагировать на сохранение окружающей среды города был выявлен у 12 (70%) детей контрольной группы. Дети, у которых был выявлен средний уровень, допускали ошибки в одной из трех предложенных ситуаций, не всегда могли аргументировать свой выбор. В экспериментальной группе средний уровень умения детей реагировать на сохранение окружающей среды города был выявлен у 8 детей (47%). 

Низкий уровень умения детей старшего дошкольного возраста реагировать на сохранение окружающей среды города был выявлен у 2 (11%) детей из экспериментальной группы. В контрольной группе низкий уровень умения детей реагировать на сохранение окружающей среды города был выявлен всего у 1 (5%) ребенка. Дети с низким уровнем умения реагировать на сохранение окружающей среды города допускали ошибки в двух из трех ситуаций и не аргументировали свой выбор. 

Второй этап экспериментальной работы – работа с родителями. 

В диагностике приняли участие родители воспитанников. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. 

Методика 6 – Анкета для родителей (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова). 

Цель методики – выявить уровень заинтересованности и степень участия родителей в патриотическом воспитании дошкольников. 

Материал и оборудование: распечатанные бланки для ответов, ручка. 

Исследование проводилось с группой родителей. Каждый из родителей получает специальный бланк, содержащий следующие вопросы: 

- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу? 

- Как проявляется этот интерес? 

- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)? 

- Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем? 

- Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу? 

- Беседуете ли вы с ребенком об истории города? 

- Посещаете ли вы городские праздники (День города, открытие нового памятника и т.д)? 

Критерии оценивания. 

Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл. 

Низкий уровень – 1-2 балла. 

Средний уровень – 3-5 балла. 

Высокий уровень – 6 -7 балла. 

Среди родителей детей, состоявших в экспериментальной группе высокий уровень заинтересованности патриотическим воспитанием детей был отмечен у 4 родителей (23%), у родителей детей из контрольной группы высокий уровень заинтересованности и участия в патриотическом воспитании был выявлен только у 2 родителей (11%). Родители с высоким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании детей часто посещают городские праздники, проводят с детьми беседы и рассказывают им о достопримечательностях родного города. 

Средний уровень заинтересованности патриотическим воспитанием детей был выявлен у 7 родителей контрольной группы (41%). Среди родителей экспериментальной группы средний уровень заинтересованности патриотическим воспитанием детей был выявлен так же  у 8 родителей (47%). 

Низкий уровень заинтересованности патриотическим воспитанием детей был выявлен у 5 родителей детей из экспериментальной группы (29%) . В контрольной группе низкий уровень  заинтересованности патриотическим воспитанием детей был выявлен  у 8 родителей (40%). Родители с низким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании детей дали положительный ответ только на 1-2 вопроса из анкеты.   

Результаты первого этапа опытно-экспериментальной работы позволили констатировать, что у детей: 

отсутствуют систематизированные знания и представления о государственной символике; 

– присутствуют неточности в знании о родном городе и его достопримечательностях; 

не сформированы навыки бережного отношения к окружающей среде. 

На основании полученных данных можно сделать вывод о низком и среднем уровне патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует о важности разработки педагогических условий воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

2.2 Реализация педагогических условий по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.

Теоретические исследования и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к формирующему эксперименту, направленному на воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма посредством представлений о родном городе. 

Цель формирующего эксперимента – определение и экспериментальная реализация содержания, форм и методов патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

Формирующий эксперимент осуществлялся в три этапа: 

Цель первого этапа – отобрать содержание, методы и формы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

Цель второго этапа – повысить заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.    

Цель третьего этапа – создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, направленной на ознакомление детей с родным городом. 

Рассмотрим каждый этап формирующего эксперимента более подробно. 

На первом этапе нами был организован комплекс мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством представлений о родном городе на темы: «Раменское – капелька России », «Природа Московской области», «Красно–сине–белый флаг – ты страны родимой стяг!», «Памятники нашего города», «Наш район», а так же экскурсия в  краеведческий музей и детскую библиотеку г. Раменское.   

Рассмотрим подробнее некоторые из занятий. 

«Мой город – Раменское» 

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством представления о родном городе, его истории, достопримечательностях, районах. Воспитывать гордость за родной город. 

Материалы и оборудование: Набор фотографий достопримечательностей и видов города, мяч. 

В качестве предварительной работы мы поиграли с детьми в игру «Города». В ходе игры дети рассаживаются полукругом, воспитатель по очереди бросает каждому ребенку мячик, ребенок называет любой город и бросает мячик обратно воспитателю. 

В основной части занятия мы провели беседу об историческом прошлом города Раменское. Тему мы определили совместно с ребятами, она звучала следующим образом: «Наша страна очень большая и в ней очень много разных городов. Каждый из них имеет свою богатую историю, памятники  и достопримечательности. И наш город не исключение. Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?». На данный вопрос дети ответили без затруднений. Вова К.  и Дима С. сказали, что сегодня мы будем говорить о нашем родном городе. Стеша Б., Злата С. и Настя М. сказали, что сегодня мы будем разговаривать об истории нашего родного города. 

Продолжением занятия была небольшая беседа, посвященная истории города Раменское. Детям был задан  вопрос: «Ребята, как вы думаете, сколько лет нашему городу?». Дети предполагали разные варианты. Так, например, Максим О. сказал, что городу 55 лет, Настя К. предположила, что городу Раменское 60 лет, а Даша Р. –  50 лет. Никто из детей не знал точного возраста города, но все ребята правильно предположили, что город Раменское еще молодой. 

Впервые местность «Раменье» упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты, это то месте, где сейчас находится современный город. В 1843 году на берегу Борисоглебского озера была основана бумаго-прядильная мануфактура (фабрика). В 1926 году рабочий поселок Раменское обретает статус города. Именно с этого момента и начинается история нашего города. В этом году нашему городу исполнилось 94 года. 

Мы задали детям вопрос: « Какие достопримечательности нашего города вы можете назвать?». Дети в основном называли те достопримечательности, которые они видели, где были с родителями. В дальнейшей беседе мы рассказали детям о малоизвестных достопримечательностях города. 

В конце занятия мы предложили детям самим рассказать о том, что нравится им в нашем городе больше всего. Детям предлагалась следующая инструкция: «Ребята, посмотрите на нашу доску. На ней висят фотографии с видами нашего города. Правда, наш город очень красивый? А какой он еще?». Ребята отвечали, что город молодой, небольшой, чистый, зеленый, родной. «Наверное, у каждого из вас есть такое место, которое нравится вам больше всего. Давайте составим небольшой рассказ на тему «Что мне нравится в моем городе».  

Многие ребята выбрали для рассказа центральный парк города. Полина Ж. рассказала, что любит бывать в парке вместе с мамой и папой, потому что там весело и можно покататься на каруселях и попрыгать на батуте. Максим О. рассказал, что ему очень нравится вокзал города. Когда они с родителями едут в гости к бабушке, то уезжают оттуда. 

После занятия дети делились своими впечатлениями. Например: Дима Р. рассказал ребятам как они с родителями ходили в краеведческий музей города и узнали там очень много интересного об истории города. 

Второе занятие было посвящено знакомству детей с главными достопримечательностями города Раменское.  

Цель занятия: Формировать у детей интерес к достопримечательностям родного города, расширять и закреплять знания детей о достопримечательностях города. 

Материалы и оборудование: Набор фотографий достопримечательностей города, колонки, ноутбук, проектор, презентация с памятниками города Раменское. 

Занятие мы начали с предложения взять на себя роль туристов и отправиться в увлекательную экскурсию по улицам города. «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательную экскурсию по нашему городу. Вы будете туристами, а я – вашим экскурсоводом. Садитесь в наш туристический автобус, пристегивайте ремни, мы отправляемся в путешествие по нашему городу Раменское».  

Ребята расселись на стульчики, и мы включили презентацию с памятниками города. На первом слайде изображен центр внешкольной работы «Эврика». Мы спросили у ребят, что, по их мнению, интересного находится в этом здании. «Итак, вот и наша первая остановка. Как вы думаете, чем знаменит наш центр внешкольной работы?». Большинство ребят предположило, что дом очень старый. 

В годы войны, в 1942-1944 годах, в этом здании находился штаб  зенитно-артиллеристкого полка. 

Следующий слайд был посвящен аллее славы, которая была посажена в память о защитниках нашего города. 

Следующий слайд был посвящен фабрике, которая была жизненно важным предприятием. В ходе занятия мы предложили ребятам самим попробовать стать экскурсоводами и научиться рассказывать о достопримечательностях нашего города. Детям была предложена следующая экскурсия: «Ребята, время нашей экскурсии подходит к концу. Но у нас еще осталось немного времени для того чтобы вы тоже могли попробовать себя в роли экскурсоводов. На доске приклеены фотографии достопримечательностей нашего города. Каждый из вас может выбрать одну фотографию и рассказать о достопримечательности, которая изображена на ней». Ребята активно приняли участие в задании и с удовольствием рассказывали о знакомых достопримечательностях. 

На констатирующем этапе мы выявили, что у большинства родителей низкий и средний уровень их знаний о городе, в котором они живут, их заинтересованности в патриотическом воспитанием детей.  

Поэтому вторым этапом формирующего эксперимента было проведено родительское собрание, с разъяснением важности воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотизма для всех родителей.    

Семья является основными источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учится правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Как нет человека без самолюбия,  так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».  

Зачастую родители не уделяют должного внимания вопросам патриотического воспитания детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний о родном городе. Поэтому в конце собрания мы раздали памятки для родителей, желающих принять участие в патриотическом воспитании детей посредством ознакомления с родным городом, содержащие советы по воспитанию основ патриотизма у детей, а также информационные брошюры, содержащие интересные факты о городе Раменское (краткая история и основные достопримечательности). 

Третий этап формирующего эксперимента был направлен на обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе материалами о родном городе. Нами был организован тематический уголок «Раменское–капелька России», где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме.  

В качестве материала мы взяли: фотоальбом «Мой город», содержащий фотографий видов города и его достопримечательностей; папку «История города », содержащая интересные исторические факты о городе, информацию о промышленности города, городской символике.  

В «уголке» так же разместили плакат-схему района, в котором расположен детский сад (так же представлены детские работы). При помощи этой схемы дети закрепляют знания о своем районе, достопримечательностях, которые находятся в этой части города, а так же учатся ориентироваться в своем городе.  

В «уголке» размещен герб города Раменское, флаг и герб России. Следующий параграф посвятим выявлению динамики в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста после проведения работы по ознакомлению родителей и детей с родным городом.  

2.3  Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы.

Цель контрольного эксперимента – выявить, как повлияли на уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста подобранные методы и содержание материала по ознакомлению детей с родным городом. 

Для исследования динамики  уровня патриотического  воспитания дошкольников были использованы методики констатирующего этапа эксперимента.    

Проведем анализ сравнительных данных, которые мы получили на   контрольном этапе, после экспериментальной работы по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом. 

При анализе качественных изменений мы получили данные, согласно которым у детей контрольной группы результаты остались без изменений. У детей из экспериментальной группы наоборот, уровень знаний о достопримечательностях родного города значительно увеличился. Низкий уровень знаний о достопримечательностях родного города у детей экспериментальной группы стал ниже и составляет всего 17%. Существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний о достопримечательностях родного города на контрольном этапе,  он составляет 53% . 

Положительная динамика уровня знаний о достопримечательностях родного города была отмечена у Вовы Ч., вместо низкого уровня выявлен средний уровень, а у Сони Ш., Полины П. вместо среднего уровня был выявлен высокий уровень знаний о достопримечательностях родного города.  

При анализе качественных изменений мы получили данные, исходя из которых, мы можем сделать вывод о том, что у детей контрольной группы результаты остались практически без изменения. В экспериментальной группе напротив, уровень знаний  о государственной символике стал выше. Низкий уровень был выявлен всего у 23% детей, в то время как на констатирующем этапе это значение составляло 41%. Существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний о государственной символике. На констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 23% детей, на контрольном этапе это значение увеличилось до 35%.  

Положительная динамика уровня знаний о государственной символике была отмечен у Руслана К., Даши Р. , их уровень знаний повысился со среднего до высокого.   Дети изучили государственные символы и могут рассказать об их истории и значениях.  

Анализ полученных данных позволил констатировать, что результаты у детей контрольной группы изменились незначительно. В экспериментальной группе детей отмечается значительный рост уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город. Количество детей с высоким уровнем стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город стало значительно выше. На констатирующем этапе высокий уровень был зафиксирован у 60 % детей из экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город был зафиксирован у 82 % детей. Количество детей с низким уровнем стало значительно ниже, на контрольном этапе оно составило всего 7%.  

Анализ полученных данных позволил нам констатировать факт, что результаты  у детей контрольной группы остались практически на прежнем уровне. В экспериментальной группе детей отмечается значительный рост уровня   умения детей старшего дошкольного возраста реагировать на сохранение окружающей среды города. Количество детей с высоким уровнем умения детей старшего дошкольного возраста реагировать на сохранение окружающей среды города стало значительно выше. На констатирующем этапе высокий уровень был зафиксирован у 30 % детей из экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень умения детей старшего дошкольного реагировать на сохранение окружающей среды города был зафиксирован у 42 % детей. Количество детей с низким уровнем стало значительно ниже, на контрольном этапе он  составил всего 11%. 

Анализ полученных данных позволил констатировать, что результаты среди родителей детей из контрольной группы претерпели незначительные изменения. В экспериментальной группе был отмечен  значительный рост уровня заинтересованности в патриотическом воспитании детей. Количество родителей с высоким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании стало значительно выше. На констатирующем этапе высокий уровень был зафиксирован  у 23 % родителей детей из экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень заинтересованности патриотическим воспитанием детей  был зафиксирован у 47 % родителей. 

Количество родителей с низким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании стало значительно ниже, на контрольном этапе оно составило всего 23%.  

В результате проделанной работы нам удалось оказать воздействие на развитие знаний детей: 

– о достопримечательностях родного города 

– о государственной символике 

– о необходимости  сохранения окружающей среды города о своем районе. 

Таким образом, полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод о том, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом посредством занятий, тематических бесед, игр, экскурсий и т.п. способствуют воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Вывод по второй главе.

При анализе результатов проделанной экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам: 

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами был выявлен преимущественно низкий и средний уровень развития патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дети не обладали достаточным уровнем знаний о родном городе, государственной символике, не стремились оберегать и защищать окружающую среду, не проявляли гордость и уважение к своей Родине. 

В ходе формирующего этапа эксперимента было проведен ряд мероприятий, способствующих повышению уровня знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, истории, природных особенностях. Была обогащена предметно-пространственная развивающая среда группы. Было проведено собрание для родителей воспитанников, на котором родители ознакомились с основными методами и формами патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 

При проведении контрольного эксперимента была отмечена положительная динамика уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста после ознакомления с родным городом. 

Заключение.

Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Согласно результатам диагностического исследования, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом будет эффективно при соблюдении ряда условий: сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания  патриотизма, воспитание основ патриотизма осуществляется поэтапно, осуществлен отбор содержания, формы работы, средств патриотического воспитания, создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на ознакомление детей с родным городом.  

Старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания у детей основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста всегда была и остается одной из самых актуальных проблем формирования личности ребенка. Процесс воспитания патриотизма детей в этом возрасте продолжается в процессе ознакомления с родным городом, с его достопримечательностями, историей, промышленностью, памятниками.  

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, принимающих участие в исследовании, низкий уровень патриотического воспитания. 

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что патриотическое воспитание   детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом возможно, если: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы как с детьми, так и с их родителями. 

В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом. 

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

Список литературы:

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Александрова,  Е.П. Гордеева , М.П. Постникова. – М.: Волгоград: Учитель, 2011. – 125 с. 

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2012. 

3. Белоногова Г.А. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. А. Белоногова //  Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 82.  

4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 

5. Бурляева О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] // Детский сад: теория и практика. – 2011.№9. – С. 82.  

6. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Спб. :«ООО Издательство «Детство пресс», 2010. – 192 с.  

7. Волобуева Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст] // Педагогика: традиции и инновации. – 2011. –С.68. 

8. Волобуева Н.Г. О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки [Текст] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Вып. №15. – С.14. 

9. Виноградова Н.Ф. Наша Родина. – М. : Просвещение, 1984. – 303 с.  

10. Герасимова З.Б. Родной свой край люби и знай. Дошкольное воспитание. – 2001. –№ 12. – С. 47.  

 

. . .. .