Использование 3D-ручки в работе учителя-логопеда
Использование 3D-ручки в работе учителя-логопеда
Автор: Кузнецова Любовь Михайловна
МБДОУ "Детский сад № 124", г. Архангельск
Аннотация: В статье рассказывается об опыте работы учителя-логопеда с 3D-ручкой, описываются возможности данного гаджета в работе с детьми дошкольного возраста, приведены примеры дидактических игр с ее применением.
Ключевые слова: работа с детьми дошкольного возраста, 3D-ручка, дидактические игры.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:
· Создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
· Создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
· Повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
· Организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.
Коррекционная работа с ребенком должна проходить в игровой, динамичной, интересной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку не только в игровой, но и нестандартной форме. Такой, например, как работа с 3D-ручкой. В играх с 3D-ручкой – сложные упражнения становятся для ребенка увлекательным, интересным, запоминающимся занятием.
3D-ручка — это инновационный инструмент, который позволяет с легкостью создавать в пространстве объемные изображения и фигурки. Она работает по принципу 3D-принтера. Оригинальный гаджет является демонстрацией настоящего технологического прорыва в области моделирования.
При выполнении различных действий с 3D-ручкой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их с зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления: наглядно-образному. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
Перед началом активной работы с ручкой необходимо обсудить с детьми технику безопасности. Можно начать с общей техники безопасности с электроприборами, которая знакома большинству детей старшего дошкольного возраста. Обратим внимание детей, что 3Д-ручка – это тоже электроприбор, поэтому без присмотра взрослых ее пользоваться нельзя. Опасно баловаться данным прибором. Обращаем внимание детей, что «пишущая» часть ручки и пластик при рисовании нагревается. Что опасно дотрагиваться до них, можно получить ожог. Тут же обсуждаем, если ребенок не выполняет правила при работе с ручкой, балуется, то работать с ней он не будет.
В своей работе с 3Д ручкой я столкнулась с несколькими основными проблемами:
· Процесс рисования ручкой весьма время затратный. Поэтому чаще всего я использую ручку в спаренных занятиях. В этом случае остается больше времени на работу с ручкой, и она может быть более разнообразной и включать в себя не одно задание
· Затруднения детей при манипуляции с ручкой связаны зачастую с недостаточным развитием мелкой моторики, неумением держать даже обычный карандаш, слабой силой нажима. Вес ручки так же вызывает затруднения у детей, сложно удержать ее и манипулировать.
· Маленький размер руки ребенка. Это значительно затрудняет, а иногда делает невозможным работу с 3Д-ручкой. Потому что ребенок не может ее удержать. В таких случаях ручка в работе с ребенком не используется.
· Боязнь детей пользоваться прибором встречается редко и зачастую объясняется ее подключением к электричеству, либо боязнью обжечься.
В практической деятельности я использую ручку в качестве дополнительного инструмента к стандартным задания по развитию речи. Изделия, выполненные 3D ручкой можно использовать как наглядное пособие для развивающей и коррекционной работы с детьми.
В работе с детьми педагог может использовать 3D ручку в различных видах деятельности: в свободной игре, на занятии, при наблюдении, и пр. В зависимости от направленности и темы деятельности можно подобрать и придумать огромное количество игр с ручкой, которые привлекут внимание ребенка, активизируют его.
Дидактические игры с использованием 3D ручки:
1. «Попробуй, повтори».
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку изображение предмета (либо сам предмет) и предлагает рассмотреть его, запомнить его основные детали, цвет, размер. При необходимости данные вопросы обсуждаются совместно с педагогом. Затем исходный образец убирают и предлагают ребенку воспроизвести его при помощи ручки.
Примечания: На первых этапах работу лучше использовать плоскостные изображения с минимальным количеством деталей (например, простые геометрические фигуры). Можно предлагать для запоминания несколько предметов.
2. «Художники».
Цель: Развитие воображения, мышления, памяти, мелкой моторики.
Ход игры: По итогам изучения лексической темы, например «Насекомые», можно предложить ребенку вспомнить всех насекомых, с которыми познакомились и нарисовать того, которое ему больше всего запомнилось/понравилось. Если возможности ребенка позволяют можно предложить придумать свое насекомое и изобразить его при помощи ручки.
Примечания: Если у ребенка возникают трудности можно предложить ему шаблоны, по которым он будет рисовать (насекомое, цветок, транспорт и пр.).
3. «Найди лишний предмет».
Цель: развитие мышления, мелкой моторики.
Ход игры: ребенку предлагают несколько картинок, из которых необходимо выбрать лишнюю (повторяется несколько раз). Затем из выбранных «лишних» ребенок выбирает наиболее понравившуюся и рисует этот предмет при помощи ручки.
Примечание: Выбранный предмет ребенок может изобразить как на плоскости, так и объемно
4. «Рисуем дорожки».
Цель: автоматизация звука изолированно, развитие мелкой моторики
Ход игры: Педагог предлагает ребенку длительно произносить автоматизируемый звук и при этом рисовать дорожку ручкой.
Примечания: Лучше использовать шаблоны дорожек, можно сюжетные.
5. «Удивительный мир звуков».
Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.
Ход игры: Ребенку предлагают несколько предметных картинок (например 10). Из них ему необходимо выбрать картинки только с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук (например «С»). Ребенок называет картинки, четко произнося звук. Если он справляется с заданием, педагог предлагает ему при помощи ручки изобразить один из предметов.
Затем можно предложить подобрать признаки к данному предмету, составить с ним предложения.
Педагог предлагает ребенку вспомнить слова, в которых есть автоматизируемый звук и изобразить эти предметы при помощи ручки.
6. «Рисуем буквы».
Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительно-моторной координации.
Ход игры: При закреплении образа буквы можно предложить ребенку изобразить по памяти ее при помощи ручки. Так же можно предложить изобразить картинку-символ данной буквы (например, «Д»-дом).
Примечания: Начинать лучше с плоскостных изображений.
7. «Рисуем слова».
Цель: развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку картинку с изображением предмета. Ребенок проговаривает название предмета, затем определяет какой первый звук в данном слове и изображает его. Звук может быть изображен схематически (кружок соответствующего цвета), либо при помощи соответствующей буквы. Так идет работа со всему звуками представленного слова.
8. «Рисуем рассказ».
Цель: Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать небольшой рассказ. Затем каждое предложение рассказа разбирается отдельно, после чего ребенок изображает его каким-то символом, который передает его суть (может быть придуман как ребенком самостоятельно, так и совместно с педагогом). После этого ребенок по своей схеме пытается пересказать данный рассказ.
Примечание: можно оставить данную схему до следующего занятия и предложить ребенку вспомнить по ней рассказ и пересказать его.
Использование 3D ручки в работе с детьми с ОВЗ позволит разнообразить коррекционный процесс, повысить его результат вызвать у детей дополнительный интерес к занятию.