Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-03-17 22:35:29
Статью разместил(а):
Гаврилова Ирина Сергеевна

Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста

Автор: Гаврилова Ирина Сергеевна

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Одним из средств формирования экологического образования у детей дошкольного возраста является метод проектов. Это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе метода проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги дошкольного учреждения организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. 

Цель данной работы заключается в разработке и реализации экологических проектов, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс экологического образования в группе № 12 «Пчелка».

Предмет исследования: Экологические проекты за временной промежуток с 2020-2022 гг. как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать и проанализировать педагогическую литературу по проблеме экологического образования у дошкольников с применением метода проектов.

2. Выявить особенности экологического образования у детей дошкольного возраста.

3. Доказать возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста.

4. Доказать эффективность применения метода проектов для формирования экологических образования у дошкольников.

Теоретическую основу исследования составляют:

теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончарова, С.Д. Дерябо, Л.И. Егоренко, Л.М. Маневцова, М.Д. Маханева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, П.Г. Федосееваи др.);

взгляды и идеи на содержание и структуру знаний о природе детей дошкольного возраста (Л.В. Моисеева, Б.Т. Лихачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.П. Печко и др.);

дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадееваи др.).

Практическая значимость. Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования знаний о природе у дошкольников: учет возрастных психологических особенностей детей, использование метода проектов, организация экологически развивающей предметно-пространственной среды групп и детского сада, использование комплексно-тематического принципа и интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников.

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Экологические представления и знания, включенные в систему экологического образования дошкольников – это средства формирования у детей отношения к природе, которое основывается на чувственно-эмоциональной базе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим вхождением. Воспитатель формирует у детей экологические представления и одновременно отслеживает, как они влияют на развитие отношения детей к объектам растительного и животного мира, находящимся рядом, и на поведение детей в природе.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на базе которой реализуется основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 104» г. Сыктывкара, при образовательном процессе для овладении старшими дошкольниками содержания социально-коммуникативной образовательной области по направлению формирования основ безопасности ставится цель: «формировать основы экологического образования и безопасного поведения в природе. Эта цель достигается через решение следующих задач:

– сформировывать простые представления о методах взаимодействия с растениями и животными: разглядывать растения, никак не нанося им ущерба; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда;

– сформировывать представления о простых взаимосвязях в живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.

В этой программе метод проектов рассматривается как совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Ее значение состоит в том, что она «меняет роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогает научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта» .

В программе «От рождения до школы» определены следующие задачи проектной деятельности по возрастным группам.

В средней группе:

1. Совершенствовать первичные умения в проектно-исследовательской деятельности, показывать содействие в оформлении итогов и разработке критерий для демонстрации ровесникам.

2. Привлекать к участию в исследовательской деятельности родителей воспитанников.

В старшей группе:

1. Создавать условия для демонстрации детьми проектов трех типов: креативных, нормативных, исследовательских.

2. Совершенствовать проектную активность исследовательского вида.

3. Демонстрировать различные проекты.

4. Развивать у дошкольников представления об авторстве проекта.

5. Совершенствовать условия для реализации проектной деятельности креативноговида. (Творческие проекты в данном возрасте носят личный характер).

6. Способствовать развитию проектной деятельности различных типов.

В подготовительной к школе группе:

1. Совершенствовать проектную активность всех видов (исследовательскую, творческую, нормативную).

2. В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять интерес анализу эффективности источников информации.

3. Побуждать дошкольников дискуссировать в своем кругу. Способствовать творческой проектной деятельности личного и массового характера.

4. В работе над различными проектами побуждать детей анализировать ситуации и негативные последствия, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

Авторы программы «От рождения до школы» выделяют следующие педагогические условия проектной деятельности:

1. Предоставление возможности для обретения опыта создания собственного замысла и воплощения своих проектов.

2. Нужно часто выделять время для данной деятельности, творить условия для демонстрации проектов. Создание в группе атмосферы, которая побуждает дошкольников на проектное действие и поощряет его.

В программе указано, что с целью развития проектной деятельности педагоги должны: создавать проблематичные ситуации, которые стимулируют детское любопытство, инициируют рвение к изучению; к детским вопросам быть внимательными, появляющимся в различных ситуациях, часто предлагать различные действия в ответ на заданные детские вопросы; развивать детскую независимость: помогать ребятам лично выдвигать проектные решения; помогать детям планировать собственную активность при исполнении собственного плана; в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их мысли, помогая делать упор на новые и свежие предложения; помогать детям сопоставлять предложенные ими варианты решений, доказывать отбор варианта.

Авторы программы «От рождения до школы» выделяют следующие особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности детей в целях формирования у них основ экологической культуры:

1. Стимулируя детей к изучению и творчеству, надлежит давать им максимальное количество интересных материалов и оснащения.

2. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды изучения, имеющие много явлений и объектов, которые разрешено применять в совместной исследовательской деятельности взрослых и детей.

3. Возведение образовательного процесса на комплексно- тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.

Итак, согласно программе «От рождения до школы» педагогическими условиями, обеспечивающими формирование основ экологического образования у старших дошкольников, являются развитие любознательности и активности детей, умения наблюдать взаимосвязи в природе, правильно отобранное содержание образования, развитие навыков проектной деятельности и использование комплексно-тематического принципа на основе интеграции образовательных областей.

Из опыта работы  «Эффективность метода проектов для формирования у дошкольников знаний о природе».

Для определения первоначального уровня сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста был проведена  диагностика для выявления проблем воспитанников в экологическом образовании. В нем приняли участие 30  детей в период с 2020 по 2022 гг.. Начальный этап диагностики начался со старшей группы и окончился оценкой результатов в подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет. Также было проведено анкетирование среди родителей.

Задачи данной диагностики:

1. Определить уровни и показатели уровней сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста.

3. Выявить исходный уровень сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Таким образом, на начальной стадии диагностики у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности знаний о природе, для устранения данной проблемы мы решили применить  метод проектов.

Основная идея состоит в том, что метод проектов – это эффективное средство формирования знаний о природе у дошкольников, поскольку благодаря этой деятельности обеспечивается благоприятная социальная ситуация для развития познавательно-исследовательской деятельности, взаимодействие детей с миром природы со взрослыми  и детьми.

Проектная деятельность детей дошкольного возраста, направленная на формирование знаний о природе, осуществляется по следующему календарно-тематическому плану, т.е. учитывается принцип комплексно-тематического планирования, который позволяет проводить педагогическую работу с детьми на основе единой темы в течение 2-3 недель.

Проектная деятельность детей организовывалась под руководством педагога. Каждая тема детского проекта предполагала интеграцию содержания образовательных областей.

По проектам экологической направленности мы работали в 3 этапа.

Первый этап – этап разработки проекта – целеполагания: воспитатель совместно с детьми выбирали тему и выносили экологические проблемы, соответствующие каждой теме проекта, на коллективное обсуждение, разрабатывали план действий по достижению цели. Сначала проводилось общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определѐнном предмете или явлении. Затем воспитатель задавал вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы детей снова фиксировались, причѐм независимо от того, что они могли показаться  нелогичными.  Когда все дети высказались, воспитатель спрашивал: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт, на чтение книг, энциклопедий, помощь взрослых, информацию из телепередач, интернета, проведение экспериментов и опытов и т.д.

После составления совместного плана действий начинается второй этап работы над проектом – его практическая часть. Дети работают индивидуально, попарно или группами. Они ищут нужную информацию, проводят опыты, исследуют, экспериментируют, анализируют полученные результаты, а затем описывают, совместно с педагогом, в виде дневника наблюдений, зарисовок, фотографий, компьютерных презентаций и т.д.

Заключительным  этапом экологического проекта является продукт: презентация, выставка фотографий, рисунков детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование, результаты педагогического эксперимента показали важность использования метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний.

Метод проектов эффективен, так как с его помощью возможно формировать и расширять экологические представления и знания детей о природе родного края, воспитывать у них положительное эмоциональное и заботливое отношение к природе, научить конкретным способам исследования объектов природы родного края, развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов.

Результаты контрольного этапа диагностики показали положительную динамику по формированию экологических представления у дошкольников. Следовательно, внедрение экологических проектов может быть рекомендовано воспитателям ДОУ для использования в своей практике. формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 245 с.

2. Ахметшина Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: диссс. канд. пед. наук / Л.Р. Ахметшина. – Казань: Каз. пед. ин-т, 2003. – 83 с.

3. Безрукова В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – М.: Владос, 2009. – 344 с.

4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 227 с.

5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. Учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Синтез, 2013. –112 с.

6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приѐма до философии / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.

7. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 242 с.

8. Межуев В.М. Культурология, философия культуры и экология / В.М. Межуев// Общественные науки и современность. – 2010. – №4. – С. 23- 28.

9. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: [Кн. для учителя] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с.; 20 см.; ISBN 5-7488-0244-9.

10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.   Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. –304 с.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование проектной деятельности, направленной на формирование знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста (2021 – 2022 гг.)

 

Месяц

Название детских проектов

Тематика

Продукт проектной деятельности

Декабрь - февраль

«Очистим планету от мусора»

1. Способы очистки планеты от мусора.

2. Беседа о раздельном сборе мусора.

3. Проблемы экологии на нашей малой Родине.

Компьютерная презентация,

фотографии (рисунки),

создание экологической сказки, создание экологической игры

Июнь - июль

«Самая красивая клумба»

1. Декорирование и подготовка земли в клумбе к посадке.

2. Выбор растений  для посадки детьми и их родителями.

3. Уход в летний период дошкольниками за клумбой.

4. В конце сезона обсуждение детей и воспитателя  красоту и яркость клумбы.

Фотографии (рисунки), дневник наблюдений за состоянием растения.

 

Календарно-тематическое планирование проектной деятельности, направленной на формирование знаний о природе у детей подготовительной к школе группы возраста (2022 – 2023 гг.)

Месяц

Название детских проектов

Тематика

Продукт проектной деятельности

ноябрь

«Съедобные кормушки для пернатых»

1. Покупка земли, подготовка почвы к высадке семян

2. Проращивание, полив, уход за растениями

3. Изготовление  угощений для птиц.

 Корм для птиц, которым дошкольники будут их  угощать на территории детского сада.

май

«Огород на подоконнике»

1. Покупка земли, подготовка почвы к высадке семян.

2. Проращивание, полив, уход за растениями.

3. Добавление зелени в супы для витаминизации.

Фотографии (рисунки) зелени, экологический дневник наблюдений за состоянием растения.

. . .. .