Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Танцевальная терапия

Дата публикации: 2023-01-09 15:44:13
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Танцевальная терапия

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

 

В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе ДОУ. 

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. 

Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. 

Танцевальная терапия - это новая система физического воспитания, оздоровления и творческого самовыражения детей. 

Традиции танца имеют давние исторические корни, а сам танец является одним из ранних проявлений творчества человека. Именно в ритуальных танцах древний человек, соединяя пластические движения с ритмом, выражал свое мироощущение и общался с «духом» природы.

Так, в Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с прыганием через костры, которые были приурочены к определенным временам года.

А древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора - муза танцев.В Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует (Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л., 1993).

Индийский танец может рассказать целую историю. Следовательно, танцу присущи образность и сюжетность, что сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. 

Таким образом, танцевальная терапия (в буквальном смысле – лечение танцем) объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. 

Из опыта работы знаю, что очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, способствует раскрытию физического и духовного начала, создает тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек.

Цели танцевальной терапии: развивать приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться. 

Не все дети считают себя лучшими танцорами, но всякий раз, когда включают танец в занятие работающей группы, уровни мастерства быстро стираются, и участие в общем процессе танца приносит каждому члену группы личное удовлетворение. 

Очевидная польза совместного танца состоит в расширении самосознания, возможности взаимодействия и сопереживания в группе. В рабочий цикл включены несколько танцев: «Заводная кукла сломалась», «Умирающий лебедь», «Танец робота». Во время танца каждый ребенок входит в роль персонажа-исполнителя, производя спонтанные движения, без показа, так как он их сам себе представляет. Танец демократичен, танцевать может каждый. 

Главным в танцевальной терапии является взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движения отражают личность. Сначала спонтанный танец включается в обязательную программу, а потом музыка включается во время «минуток шалости» по желанию детей. Спонтанные движения и жесты становятся для детей средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко выразить вербальным путем. 

Для некоторых детей танцевальная терапия служит повышением самооценки, развитием положительного образа «Я», другим ребятам движения танца помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение. 

Детям можно предложить следующие танцы: «Танец Бабы Яги», «Буратино», «Танец Кикиморы» и т.д. Когда нет соответствующего музыкального сопровождения, дети могут придумывать свою музыку: стук по столу, по стакану, шуршание фольгой, игра на металлофоне и пр. 

 

. . .. .