Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Инструментарий формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного

Дата публикации: 2022-10-08 08:32:46
Статью разместил(а):
Безродная Екатерина Александровна

Инструментарий формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Безродная Екатерина Александровна

Институт педагогического образования Сибирского государственного индустриального университета

 

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования предпосылок универсальных учебных действий, формирования регулятивных универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрено как использовать с детьми старшего дошкольного возраста средства формирования УУД: технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология – побуждающий диалог и проблемного диалога, игры и упражнения, задания «преднамеренные ошибки.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивные УУД, технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, дети старшего дошкольного возраста.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

На сегодняшний день федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания должен приобрести такое интегративное качество, как универсальные предпосылки учебной деятельности (УУД). Успехи школьного обучения будут зависеть от степени подготовленности ребенка в дошкольные годы, от правильного формирования универсальных учебных действий, то есть умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

К моменту поступления ребенка в школу у него должны быть сформированы предпосылки универсальных учебных действий таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Формирование учебных действий происходит за счет включенности в специально организованные ситуации в момент занятий и свободную деятельность детей. Формирование регулятивных учебных действий происходит через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использования специальных методов и форм организации обучения.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

К сформированным регулятивным УУД относится такие показатели, как умение сохранять заданную цель (целеполагание), умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей (планирование), умение видеть результат своей деятельности (прогнозирование), умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу (контроль), умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого (коррекция), умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (оценка).

К предпосылкам регулятивных универсальных учебных действий относится готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор, умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию, умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Для формирования универсальных учебных действий с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их ведущий вид деятельности – игра, следовательно, использовать игры с правилами, игровые ситуации. Также необходимо включать дошкольников в активные виды деятельности такие как конструирование, рисование, исследование, экспериментирование, моделирование. Необходимо использовать метод поощрения детей: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.

Среди средств при формировании регулятивных УУД с детьми старшего дошкольного возраста используются технологии продуктивного чтения. Данная технология предполагает 3 этапа:

1. До чтения. Целью данного этапа работы с текстом является развитие важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, по иллюстрации и т.д.). Главной задачей педагога является привлечь ребенка к прочтению произведения.

2. Во время чтения. Целью данного этапа является восприятие, понимание, интерпретация текста. То есть педагогу необходимо создать условия медленного художественного прочтения произведения, которое обеспечивает более четкое восприятие детьми произведение, а также позволяет увидеть эмоциональную реакцию ребенка.

3. После чтения. На данном этапе работы с текстом происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. То есть педагог должен обеспечить углублённое восприятие и понимание на уровне концептуальной информации. На данном этапе дошкольники отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, учувствуют в выполнении творческих заданий.

Например, после прочтения сказки «Дюймовочка» Х.К. Андерсен, задавать детям вопросы по прочитанному произведению, замечая детали и яркие моменты в сказке. После чего можно предложить детям нарисовать наиболее интересный и запоминающийся момент из сказки, а затем поговорить с детьми почему они выбрали данный эпизод.

Проблемно-диалогические технологии (проблемно-диалогическое обучение) – это обучение, которое основано на получение новых знаний посредством решения теоретических и практических задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Данная технология состоит из проблемной ситуации и проблемного диалога. Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Диалог может быть подводящим (система вопросов и заданий, которые посильными детям. На этапе поиска решения педагог выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию) и побуждающим (отдельные стимулирующие реплики, помогающие ребёнку работать творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для осознания детьми противоречия, которое заложено в проблемной ситуации, и сформулировали проблему).

Приведем пример с использование побуждающего диалога: на занятии по обучение грамоте в организационной части занятия педагог показывает им незнакомую букву и просит назвать слова, которые начинаются на данную букву. У детей возникают затруднения, то есть возникает проблемная ситуация. Педагог узнает у детей в чем возникли затруднения, то есть создается ситуация побуждения осознания противоречия. После чего дети осознают, что тема занятия будет знакомство с данной буквой.

При использовании подводящего диалога создается следующая ситуация: на занятии по окружающему миру на тему «Животные», педагог узнает о каких животных дети знакомились на прошлой неделе – домашние. Педагог подводит детей к умозаключению, что, если есть домашние животные, значит есть и дикие животные. Следовательно, дети осознают, что тема занятия будет о диких животных.

При формировании регулятивных УУД можно использовать такие средства как игры и упражнения, например игра «Кричалки – шепталки – молчалки» направлена на развитие наблюдательности, волевой регуляции и умения действовать по заданному правилу. Игры заключается в том, что педагог вырезает 3 фигуры разного цвета (красный, желтый, зелены), когда педагог показывает детям красную фигуру – это означает, что они могут кричать, бегать, веселиться; когда педагог показывает желтую фигуру – дети могут тихонько шептаться, потихоньку двигаться; когда показывается зеленая фигура – все дети должны замереть на месте и не двигаться.

Задания, направленные на соревнования двух или более игроков. Например, задания – соревнование на занятие по обучению грамоте: у детей лежат на столе буквы, дети делятся на 2 команды, 1 команда будет собирать гласные буквы, другая согласные. Кто быстрее соберет свои буквы, тому будет бонус.

Задания, в которых заранее задуманы ошибки, а дети должны их найти и исправить – «Преднамеренные ошибки». Например, задание «Что перепутал художник», целью которого является умение видеть ошибку и исправлять ее. В задании детям необходимо просмотреть предложенную картинку и назвать, что в не неправильно изобразил художник и назвать почему, например, «Зайчик не плавает в воде, зайчик бегает и прыгает по суше, а рыбка плавает по воде».

Таким образом, формирование предпосылок универсальных учебных действий в составе регулятивных действий, определяет развитие психологических способностей личности и осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

2. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, МОСКВА, 2019. 336с. 

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. – Москва: просвещение, 2010. 159 с.

4. Горленко Н.М. Структура УУД и условия их формирования / Н.М. Горленко. Журнал «Народное образование» №4, 2012. 153 с.

 

. . .. .