Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Автор: Леонова Наталья Николаевна
МАДОУ "Детский сад № 53", г. Новосибирск
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Моторика двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Крупная моторика. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Актуальность. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями".
Цель: Создание условий для развития моторики рук, развивающие психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
Задачи:
- совершенствовать предметно-развивающею среду группы для развития мелкой моторики;
- тренировать тонкие движения пальцев и кисти рук детей;
- формировать координацию движения;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать память, мыслительную деятельность, связную речь;
- стимулировать зрительные и слуховые восприятия.
В своей работе я использую следующие методы:
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, грызут или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Для развития мелкой моторики в работе воспитателю необходимо использовать следующие средства: массаж рук; различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.
- рисование карандашом (фломастером, кистью);
- застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
- одевание и раздевание игрушек;
- игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;
- игры с крупой, макаронами и песком;
- пальчиковые игры;
- самомассаж кистей и пальцев рук логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
- рисование пальчиками;
- в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.
В своей работу по развитию мелкой моторики включила во все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика; самостоятельная деятельность; организованная самостоятельная деятельность; прогулка; самообслуживание; работа с родителями; индивидуальная деятельность; продуктивная деятельность.
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие средства:
- научно-методическая литература;
- изучение передового опыта;
- диагностика детей;
- игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики;
- подгрупповые и индивидуальные занятия.
Но не смотря на все цели и задачи для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую:
- папки-передвижки;
- регулярно провожу индивидуальные беседы;
- рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании;
- самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость;
- ряд консультаций по вопросам развития мелкой моторики.
Вывод: На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что все использованные мною средства для развития мелкой моторики являются эффективными. По моим наблюдениям у малышей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов:
- дети стали более внимательны; усидчивы;
- больше общаются с воспитателем и сверстниками;
- пополнился словарный запас слов;
- кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость;
- исчезает скованность движений;
- меняется нажим.