Интеллект-карты как форма работы со старшими дошкольниками по развитию связной речи

Дата публикации: 2022-04-21 04:52:22
Статью разместил(а):
Воробьёва Елена Васильевна

Интеллект-карты как форма работы со старшими дошкольниками по развитию связной речи

Автор: Воробьёва Елена Васильевна

МБДОУ «Детский сад № 368», г. Челябинск 

 

Одним из важнейших направлений работы педагогов дошкольных образовательных организаций является развитие речи детей. Речь – это основа успешной коммуникации, построения детьми социальных связей, учебно-познавательной деятельности и самореализации. Специфика речевого развития в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что на базе имеющихся речевых умений детей педагог проводит работу по совершенствованию речи, обращая особое внимание на связность монологической и диалогической речи, ее логичность, последовательность, насыщенность разнообразными и в то же время уместными словами и выражениями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования присутствует самостоятельная образовательная область «Речевое развитие» [1].

Вопросы речевого развития дошкольников, в том числе развития связной речи, исследовали Н.В. Нищева [3], Е.Ю. Протасова [4] и другие авторы.

В нашем детском саду № 368 г. Челябинска мы применяем разнообразные методы и средства развития связной речи старших дошкольников. Одним из наиболее эффективных средств являются интеллект-карты. Данные карты также называют ментальными картами, картами разума, ассоциативными картами, диаграммами связей. Ценным для нас в процессе исследования вопросов применения интеллект-карт стала книга Тони Бьюзена [2] – автора методики применения интеллект-карт.

Карты, которые мы применяем в своей работе, представляют собой комплекс взаимосвязанных текстовых и графических элементов, в том числе фотографий, рисунков, знаков, которые связаны между собой и могут служить основой для создания детьми повествовательных рассказов на какую-либо конкретную тему.

Интеллект-карты, которые мы предлагаем детям для совершенствования связной речи, включают в себя следующие элементы. Первое – фотографии и рисунки (позволяют визуализировать ключевые аспекты темы). Второе – графические элементы: стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, подчеркивания, смайлики (помогают детям найти главное, увидеть последовательность повествования и логическую взаимосвязь между объектами). Третье – цифры, которыми пронумерована последовательность блоков в рамках связного рассказа ребенка по карте. Четвертое – ключевые слова, помогающие детям вспомнить, о чем необходимо говорить.

Методика применения нами интеллект-карт для развития у детей связной речи включает в себя проведение работы в рамках следующих этапов.

На первом этапе знакомим детей с понятием интеллект-карты, ее назначением, а также структурными компонентами таких карт.

На втором этапе предлагаем детям познакомиться с определенной темой. В качестве примера рассмотрим тему «Весна». Эту интеллект-карту дети создали самостоятельно, некоторые другие карты («Растения», «Мир животных», «Чудеса планеты», «Правила дорожного движения) созданы нами. Проводим беседу с детьми («Какие признаки весны вы знаете?», «Что происходит с растениями весной?» и т.д.).

На третьем этапе предлагаем детям рассмотреть интеллект-карту, сосредотачиваем внимание последовательно на каждом элементе карты. Обращаем внимание детей на стрелки, цифры и ключевые слова, которыми подписаны основные объекты на карте. Отметим, что некоторые старшие дошкольники уже могут читать, а те, которые не могут – ориентируются по первым самым крупным буквам, вспоминая слова. Первая буква каждого слова на карте крупная, выделена нами цветом.

На четвертом этапе дети сами составляют связный рассказ, ориентируясь на карту, принимая во внимание цифры и стрелки, помогающие определить последовательность повествования. Например, на карте три рисунка (сугроб, проталина, трава), а между ними стрелки, что показывает последовательность: «Весной снег тает, из-под земли пробиваются ростки».

Ценность карт для развития связной речи в том, что они помогают детям развивать свою мысль в рамках определенной траектории, служат своего рода подсказками, помогающими не сбиться с пути повествования. В то же время интеллект-карта, как нами замечено, развивает память детей.

Мы обратили внимание, что составление детьми связных рассказов по интеллект-карте дает более высокие результаты по развитию связной речи, чем пересказ или сочинение на какую-либо тему без подсказок. Следует также отметить, что сам процесс составления детьми карт помогает развитию связной речи и логического мышления, так как дети на свое усмотрение, но при нашей поддержке, выстраивают связи между объектами.

Таким образом, интеллект-карты являются эффективным средством речевого и познавательного развития детей. Подтверждением эффективности являются результаты проводимой нами диагностики развития связной речи детей в динамике в начале и в конце учебного года.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.

2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – М.: Манн, 2021. – 208 с. 

3. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 80 с. 

4. Протасова Е.Ю. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Юрайт, 2021. – 208 с.