Осмысление роли музыкального искусства для детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-04-18 08:51:36
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Осмысление роли музыкального искусства для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

МДОУ «Детский сад № 90», г. Петрозаводск

 

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальности, музыкальных спо­собностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским,  А.В. Запорожцем,  Б.М. Тепловым и др.

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Ветлугина и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и педагогов, и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Б.В. Асафьев, Т.С. Бабаджан, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.

Большое вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б.М., Метлов Н.А., Асафьев Б.В., Кабалевский Д.Б., Шацкий С.Т., Ветлугина Н.А, Карл Орф и др.)

Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные спо­собности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство: музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность, это – различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии -вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музы­кально-слуховые представления звуковысотного (и ритмическо­го) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее за­помнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включа­ют в себя память и воображение.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение времен­ных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музы­кального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную вы­разительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Другим важным теоретическим аспектом пробле­мы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкаль­ные способности, музыкальность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в боль­шой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

Развитие у детей основных музыкальных способностей, музыкальности: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей ин­терес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Работа с музыкально-дидактическими играми в дошкольном учреждении строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии нужны зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением. Такие музыкальные уголки в группе оформляет воспитатель.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня - для воспитателя и для детей, на верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно  (например: металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.). На нижней полке музыкальные игрушки - барабаны, ложки, треугольники, маракасы и др.

Музыкальные уголки создаются в детском саду с учетом возрастных особенностей детей. В уголках старших групп помещается картина или фотография, изображающая самостоятельную музыкальную деятельность детей. Например, дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки: дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофон, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми во вторую половину дня («Что делает кукла?», «Определи», «Где детки?» и др.). В уголках старших групп следует периодически помещать портреты композиторов: П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Д. Кабалевского и других, с творчеством которых дети знакомятся.

Музыкальные инструменты: бубны (2 шт). барабаны разной высоты звучания (2 шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки. Педагог постепенно знакомит детей с этими  инструментами и их звучанием.

Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные  или самодельные, выполненные  воспитателями): пианино;  гармошка (2 шт.);  балалайка (2 шт.),  «звуковые»  книжки и картинки. Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относится и «звуковая» книжка, изготовленная из картона или плотной бумаги. На каждой её странице  цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни.

Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят.

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

В то же время, организуя музыкально-дидактические игры, необходимо предоставлять детям возможность проявлять свою самостоятельность. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

В старшей и подготовительной группах детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего вида, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети неуравновешенные, легко возбудимые, с ослабленным вниманием.