Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности "Кукла Романушка"

Дата публикации: 2022-03-22 18:55:00
Статью разместил(а):
Митина Ольга Николаевна

Конспект ОД познавательно-исследовательской деятельности "Кукла Романушка"

Автор: Митина Ольга Николаевна

МБОУ "НОШ", с.Ленино Липецкого района Липецкой области

 

Цель : Формирование у детей способности и желания вести исследовательскую работу над проблемой посредством  интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

- Образовательные: обучению самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности; продолжать учить читать схемы; научить детей изготавливать народную куклу,обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы. 

- Развивающие: содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе; совершенствовать речь как средство общения; развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани.

- Воспитательные: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Предварительная работа: Посещение мини-музея, рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», прослушивание русских народных песен..

Материалы:

- Воспитателю: мяч, карточки-схемы, проектор, презентация «Тряпичные обереговые куклы», книга «Русские народные куклы»,  магнитофон с записью русских народных песен.

- Детям: эмблема «исследователь» лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы , полоска узкой цветной ткани, белые нитки,  вата, ножницы,смайлики.

Методы: Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование, ИКТ.

Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Словарная работа: коллекционер, исследователь , методы исследования, тряпичная кукла, специалист, энциклопедия, оберег.

Планируемый результат:

- Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

- НОД будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Дальнейшая работа:

- Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси.

- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

 

Ход деятельности

Эмоционально-волевой тренинг.

Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? (мячик). Это не простой мячик, а мячик хорошего настроения. Я хочу передать это хорошее настроение вам вместе с улыбкой, а вы передавайте его дальше друг другу (воспитатель передаёт мячик первому человеку со словами «Привет!», а дети передают дальше).

Воспитатель: Посмотрите, в нем стало много хорошего настроения! А давайте поделимся им и с нашими гостями и скажем им  «Привет!».

Воспитатель: Ребята, совсем недавно, мы с вами посещали мини-музей «Русская изба». Какие экспонаты вам больше всего запомнились? (Перечисляют) А вот мне запомнился очень интересный экспонат. А какой узнаете отгадав загадку.

- Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу делали своими руками. Во всем белом свете не найти было вторую такую же куклу.Что же это за кукла? (русская народная тряпичная кукла). Показ куклы.

Воспитатель: Мне бы очень хотелось узнать побольше об этой кукле? Откуда она произошла, как её шили? А вы, не хотите про это узнать? Давайте вместе попробуем это сделать.

Чтобы нам узнать побольше об этой кукле, нам надо провести исследование, собрать всю информацию.

А как называется профессия человека который узнаёт что-то новое, исследует? (исследователь) Вот и мы будем с вами исследователями. (Прикрепляются эмблемки-исследователь. Каждая эмблемка имеет свой номер от 1 до 10) 

 Воспитатель: А  каким способом мы сможем провести исследование?

Дети: Можно подумать, прочитать, понаблюдать поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода мы начнем?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о тряпичной кукле.

Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие - «подумать самостоятельно».

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о тряпичной кукле?

Дети: Прочитать в книге.

Воспитатель выставляет карточку – символ «прочитать в книге».

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у человека, который знает об изготовлении таких кукол.

Воспитатель: такой человек называется коллекционер. Выставляется карточка «связаться со специалистами».

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются карточки «посмотреть по телевизору», «получить информацию у компьютера».

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования — это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку «понаблюдать».

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, спросить у другого человека, связаться со специалистами, понаблюдать, получить информацию у компьютера.

Сбор материала.

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.

Воспитатель: Но вы еще не умеем писать, и поэтому полученные знания мы будем изображать схемами и выставлять в определенной последовательности, а вы будете фиксировать о том, что узнали в своих блокнотиках. Ваши блокнотики лежат на стульчиках под номером который есть у вас на эмблемке.

Этапы исследовательской работы

Воспитатель: С какого этапа мы начнем своё исследование?

1 этап - «Подумать самостоятельно».

Ребята подумайте и скажите, что вы знаете о тряпичной кукле? Что это такое?  (игрушка) Из чего сделана? (ткани)

Воспитатель: Какая первая схема  нашего исследования? (Что это, из чего сделана) Зафиксируйте данные (Дети фиксируют в блокнотиках, и один ребенок выходит к доске и фиксирует данные на доске).

Воспитатель: Как же появилась вот эта  кукла у людей? Как она называется? Я предлагаю узнать это из книги. Какой второй этап нашей работы?

2 этап - « Посмотреть в книгах».

Воспитатель: Давайте пройдём к нашим книгам (выставка разных энциклопедий, среди них книга про тряпичную куклу).

Какие книги мы видим на выставке? (энциклопедии)

Найдите среди всех книг, книгу в которой мы сможем узнать о тряпичной кукле? (книга «Русские обереговые куклы»)

У меня в руках книга «Русские обереговые куклы», давайте прочитаем, что написано в книге о б этих куклах.

Раньше кукол изготавливали из ткани, лоскутков. Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Впервые такие куклы стали делать в селе Романово. Как их стали называть? (ответы детей)

Их назвали куклы - Романушки. Это были куклы-обереги, обрядовые куклы, игровые куклы. Они были очень яркие и нарядные. До сих пор в Липецкой области сохранилось выражение «одета, как Романушка», т.е. безвкусно, пестро. 

Есть под Липецком село,

Романово зовут его.

И живут там мастера,

Что добро несут в дома.

И добро там не простое,

И не злато- серебро.

Куклой Романушкой

Называется оно.

Наша русская игрушка, 
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет. 

Воспитатель: 2 схема «что узнали из книги». (почему кукол стали называть Романушками). Зафиксируйте. (Дети фиксируют данные)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Воспитатель: Какой следующий этап исследования?

3 этап «Связаться со специалистом».

Воспитатель: Свяжемся со специалистом – …….  И узнаем какие правила изготовления этих кукол?

Рассказ специалиста: Ткань для куклы только разрывали руками. Не использовали острые предметы, иголки. Так как кукла это оберег. Так сказать, твоя подружка, а в подругу иголки не втыкают!

Если использовалась нитка для обкрутки деталей, то количество обкруток обязательно было четным.

Кукле не рисовали лицо. Все куклы были безликие. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то в нее вселяется душа. И душа могла быть плохой, поэтому все куклы делали с белым лицом. Основой кукол Романушек стала кукла-закрутка.

Кукла закрутка.

Её вешали над кроваткой младенца, чтобы отгонять злых духов. Когда мама и папа уходили в поле работать, малыш играл этими куклами.

В изготовлении куклы должен присутствовать красный цвет материи – это цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Её скручивали в жгутик, сворачивали по средине, завязывали ниже нитками, получалась голова. Затем скручивали ещё лоскут в жгутик, вставляли между половинками первого жгутика, перевязывали ниже крест на крест. Получались ручки, концы которых тоже завязывались с двух сторон, получались ладошки. Их делали несколько штук вместе и вешали над кроваткой.

Воспитатель: …, спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).

Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: «Наблюдение».

4 этап. Наблюдение.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите кукол? Какие они на ощупь? Из чего сшита их одежда? Ткань какая? На какую букву начинается слово - мягкая (М)

Воспитатель: Зафиксируйте информацию.

Воспитатель: Какой этап исследования у нас остался?

Дети: 5 этап - «Получить информацию у компьютера».

Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, какие ещё бывают куклы Романушки. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.  

Просмотр презентации.

Гимнастика для глаз:

Мы гимнастику для глаз 
Выполняем каждый раз. 
Вправо, влево, кругом, вниз, 
Повторить ты не ленись. 
Укрепляем мышцы глаза. 
Видеть лучше будем сразу.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации о тряпичной кукле Романушке. Что же мы о ней узнали?

Дети подводят итог исследования.

Творческая мастерская.

Воспитатель: О кукле Романушке мы многое узнали, а может быть мы с вами попробуем сделать тоже тряпичную куклу-закрутку. 

Но мастерить куклу нужно только с хорошим настроением и любовью. Поэтому перед изготовлением куклы мы немного поиграем и зарядимся хорошим настроением.

Продуктивная деятельность. 

Воспитатель: Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, и все у нас получится.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье.

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить.

Берём один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь, в середину кладём вату, чтобы наша куколка не была слишком худой, выполняем тугое закручивание. Получается скрутка-рулик. Это «тулово» нашей куколки. На уровне шеи перевязываем скрутку ниткой. Отрезаем нитку.

Уточнить технику безопасности при работе с ножницами.

Берём второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи. Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой.

Основа нашей куклы готова.

А вот наряд - это  фантазия и творчество Сделаем кукле сарафан. Берём две узкие полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Подвязываем кукле косинку, завязываем пояс. Кукла готова.

Воспитатель: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их себе или подарить своему младшему братику или сестренке, а может быть кто-то захочет подарить свою куколку нашим гостям.

Давайте, встанем в хоровод, как в старину, 

Куклу новую покажем свою!

Дети становятся полукругом и показывают своих кукол.

Рефлексия.

Воспитатель: У меня есть смайлики-символы. Выберите себе смайлики из которых мы узнаем понравилось ли вам, то чем мы занимались или может быть не понравилось.

Дети выбирают смайлики 

Воспитатель: А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам наше исследование. 

 А что вам понравилось больше всего? 

О каких куклах вы сегодня узнали?

А что вызвало у вас затруднение?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.  

 

. . .. .