Конспект занятия для детей 5-7 лет "Чудеса воды"
Конспект занятия для детей 5-7 лет "Чудеса воды"
Автор: Пилипенко Ольга Викторовна
МАДОУ «Детский сад № 31», г. Стерлитамак
Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Уточнить представление о значении воды в природе.
3. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
4. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
5. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
6. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
7. Совершенствовать умение проводить опыт.
8. Развивать общую моторику.
9. Способствовать развитию логического мышления.
10. Развивать память и внимание.
11. Воспитывать бережное отношение к природе.
12. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Материал: Ноутбук, презентация о воде, письмо, фонтан, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций;
· Чтение художественной литературы;
· Наблюдения в природе, в быту;
· Проведение различных опытов;
· Игры с водой;
Ход занятия
Дети, послушайте стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
О чем говорится в стихотворении? Ответы детей.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей. Правильно, ребята, это вода.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? (Да).
А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.
1 задание «Знакомство с фонтаном».
Ребята, сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, надевайте халаты. Я тоже надеваю халат с такой же эмблемой института Воды и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.
Что делают в лаборатории? Ответы детей.
Правильно, проводят опыты. А теперь напомните мне, как надо вести себя в лаборатории.
Ответы детей: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Молодцы! Все правила помните. Ну что, приступим! Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. (Фонтан).
Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен?
Ответы детей.
А в нашем городе есть фонтаны? Где они находятся?
Ответы детей. (Показ слайда презентации).
А что льется в фонтане? (вода).
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Значит она какая? (жидкая).
Следующий вопрос: имеет ли вода форму? Ответы детей.
А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.
Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (Показ слайда презентации).
Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.
Ой, а что же это случилось с нашей рекой?
Посмотрите, какая у нас река? (Показ слайда презентации).
Ответы детей: грязная.
Что же нам делать?
Ответы детей.
Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
Что случится с водой в реке, если бросать мусор?
Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в реке.
Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. (Показ слайда презентации).
Молодцы, ребята!
Какая чистая у нас река стала, и рыбки в ней появились разные и красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй душой.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Мы на пляже- солнце жжет.
Побежим скорей к реке,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут!
Опыты в лаборатории.
Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей: одна чистая, другая грязная.
А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее , сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
А что стало с нашим фильтром-марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
С помощью чего?
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений на предприятиях.
А сейчас мы будем с вами проводить исследования.
Опыт №1 « Лед - твердая вода».
Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?
Ответы детей: нет
Какого же тогда цвета вода? Ответы детей: бесцветная, прозрачная.
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
Ответы детей. Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт № 4 « Вода-растворитель»
Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
Что произошло с сахаром и солью?
Ответы детей: они растворились
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
Какие состояния воды вы запомнили?
Может ли вода растворять вещества?
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (Показ слайда презентации).
Всем юным исследователям работники института передали настоящие медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.
А наше видеописьмо с опытами и открытиями будет отправлено в институт Воды.
А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».