Конспект занятия для детей 5-7 лет "Чудеса воды"

Дата публикации: 2022-03-10 23:33:07
Статью разместил(а):
Пилипенко Ольга Викторовна

Конспект занятия для детей 5-7 лет "Чудеса воды"

Автор: Пилипенко Ольга Викторовна

МАДОУ «Детский сад № 31»,  г. Стерлитамак

 

                                                               

Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире. 

Задачи:

1.     Познакомить детей со свойствами воды.

2.     Уточнить представление о значении воды в природе.

3.     Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.

4.     Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.

5.     Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.

6.     Совершенствовать умение отгадывать загадки.

7.     Совершенствовать умение проводить опыт.

8.     Развивать общую моторику.

9.     Способствовать развитию логического мышления.

10.   Развивать память и внимание.

11.   Воспитывать бережное отношение к природе.

12.   Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.

Материал: Ноутбук, презентация о воде, письмо, фонтан, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль.

Предварительная работа:

·        Рассматривание иллюстраций;

·        Чтение художественной литературы;

·        Наблюдения в природе, в быту;

·        Проведение различных опытов;

·        Игры с водой;

Ход занятия

Дети, послушайте стихотворение:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить!

О чем говорится в стихотворении? Ответы детей.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм и отгадать загадки о воде.

Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.

Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед  одним словом?

Ответы детей. Правильно, ребята, это вода.

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им, ребята? (Да).

А все результаты наших исследований мы передадим в институт через видеописьмо.

1 задание «Знакомство с фонтаном».

Ребята, сейчас я  хочу вас  пригласить в нашу волшебную лабораторию, надевайте халаты. Я тоже надеваю халат с такой же эмблемой института Воды и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.

Что делают в лаборатории? Ответы детей.

Правильно, проводят опыты. А теперь напомните мне, как надо вести себя в лаборатории.

Ответы детей: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Молодцы! Все правила помните. Ну что, приступим! Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. (Фонтан).

Кто знает,  как этот предмет называется? Для чего он нужен?

Ответы детей.

А в нашем городе есть фонтаны? Где они находятся?

Ответы детей. (Показ слайда презентации).

А что льется в фонтане? (вода).

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?

Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Значит она какая? (жидкая).

Следующий вопрос: имеет ли вода форму? Ответы детей.

А вот мы это сейчас проверим.

Проводится опыт.

Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.

Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.

Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.

Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (Показ слайда презентации).

Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.

Ой, а что же это случилось с нашей рекой?

Посмотрите, какая у нас река? (Показ слайда презентации).

Ответы детей: грязная.

 Что же нам делать?

Ответы детей.

Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?

Что случится с водой в реке, если бросать мусор?

Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в реке.

Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. (Показ слайда презентации).

Молодцы, ребята!

Какая чистая у нас река стала, и рыбки в ней появились разные и красивые. Такое  могли сделать только добрые дети с доброй душой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Физкультминутка.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Мы на пляже- солнце жжет.

Побежим скорей к реке,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Здорово нам было тут,

Но вернемся в институт!

Много знаний и открытий,

В институте нас всех ждут!

Опыты в лаборатории.

Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.

Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Ответы детей: одна чистая, другая грязная.

А как вы думаете, можно очистить грязную воду?

Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее , сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.

Что у нас получается?

Ответы детей: вода становится чистой.

А что стало с нашим фильтром-марлей?

Ответы детей: она стала грязной.

Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?

Ответы детей.

С помощью чего?

Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений на предприятиях.

А сейчас мы будем с вами проводить исследования.

Опыт №1 « Лед - твердая вода».

Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.

Как вы думаете, почему лед растаял?

Ответы детей: от тепла ладони.

Что осталось на ладошке?

Ответы детей: вода.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 3 «Вода прозрачная»

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.

Поднесите поочередно полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?

Ответы детей: нет

Какого же тогда цвета вода? Ответы детей: бесцветная, прозрачная.

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?

Ответы детей. Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт № 4 « Вода-растворитель»

Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.

Что произошло с сахаром и солью?

Ответы детей: они растворились

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Что изменилось?

Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?

Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

Есть ли у воды цвет, запах, вкус?

Какие состояния воды вы запомнили?

 Может ли вода растворять вещества?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (Показ слайда презентации).

Всем юным исследователям работники института передали настоящие медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.

А наше видеописьмо с опытами и открытиями будет отправлено в институт Воды.

А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».