Образовательные терренкуры как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-02-28 10:46:39
Статью разместил(а):
Лузан Ольга Владимировна

Образовательные терренкуры как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста

Автор: Лузан Ольга Владимировна 

ГБДОУ "Детский сад № 29 Московского района"

 

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса [1].

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) [3].

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ. Так, к примеру, в образовательной области «Физическое развитие», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью [3].

Одним из направлений, которое способно решить широкий спектр задач, как оздоровительных, так и образовательных, является терренкур.

Терренкур (нем. Terrain –местность, участок, территория, Kur -  лечение) – метод лечения дозированной ходьбой по специально организованным маршрутам. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски по холмистой местности и по специальным маршрутам. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность. При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов.  

Образовательные терренкуры - это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп [2]. 

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых. 

Задачами образовательного терренкура являются: упражнение детей в основных видах движений; развитие выносливости и ловкости, навыков самоорганизации; воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе; чувства коллективизма, взаимопомощи. 

Прогулки по маршруту проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ [2].

Литвинова О.М. выделяет следующую структуру пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура, остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых, комплекс оздоровительных игр и физических упражнений, деятельность детей, сбор дошкольников и возвращение в группу [4].

Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов: Каждая «станция» может иметь свое название, например: «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая». Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. В таком игровом пространстве ребенок многому учится: общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

В содержание прогулки терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей [1].

С целью выявления знаний о технологии Образовательный терренкур был проведен опрос среди студентов Педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга специальности «Дошкольное образование», в котором приняли участие 22 обучающихся. Студентам были заданы вопросы: как вы понимаете, что такое терренкур? Для чего необходима технология терренкур в дошкольном образовательном учреждении?

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что студенты в достаточной мере осведомлены о понятии терренкур и необходимости использования  технологии в ДОО для развития и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста. Семь человек из 22 дали развернутый ответ о понятии терренкур и привели примеры проведения терренкура на территории ДОО. Следующие семь человек ответили кратким ответом о понятии терренкура. Остальные затруднились ответить на поставленные вопросы. 

Из вышерассмотренного вытекает вывод: развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.

 

Список литературы:

  1. Березовская Л.В., Шкарупова О.В. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей // Молодой ученый. - 2016. - №19.
  2. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2008. -92с.
  3. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на  требований ФГОС)// Справочник старшего воспитателя, 2015 - №11. 
  4. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2007.-124с.