НОД "Удмуртская национальная одежда"

Дата публикации: 2022-02-08 19:20:31
Статью разместил(а):
Собина Лилия Юрьевна

НОД "Удмуртская национальная одежда"

Автор: Собина Лилия Юрьевна

 

Цель: знакомство детей с культурой, традициями своего края, пробудить интерес детей к исторической жизни республики, заложить основы толерантности и патриотизма. 

Задачи: 

- создать необходимые условия для становления национального самосознания;

- воспитания чувств патриотизма, уважения к людям, гордости за свой народ;

- воспитание симпатии и добрых чувств, к людям различных национальностей и этики межличностного общения;

- расширение кругозора детей о жизни и быте удмуртского народа;

- обогащение словарного запаса, знакомство с новыми словами;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия;

- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;

- развитие воображения;

Предварительная работа: Чтение рассказа Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Обсуждение, беседа с детьми.

Раздаточный материал: Сумка, костюмы, лапти, валенки, коллекция кукол в национальных костюмах, предметные картинки, образцы раскрасок традиционной удмуртской одежды.

Ход НОД

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ воспитателя.
  3. Игра.
  4. Продуктивная деятельность.
  5. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла я с собой волшебную сумочку. Как вы думаете, что в ней? Чтобы узнать это, вам нужно будет отгадать несколько загадок.

Всегда шагаем мы вдвоем.

Похожие, как братья.

Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)   

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

Входит в одну дверь,

А выходит из трех.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле вошел. (Рубашка)

Днем – обручем,

Ночью – змеей. (Пояс)

Ну что? Поняли, что спряталось в сумке? Загадки были об одежде и обуви! Сейчас я вам покажу и расскажу много интересного о такой привычной и обычной для нас одежде. А рассказ мой будет об «Одежде удмуртской деревни». Мы с вами живем в многонациональной республике. Самые многочисленные группы населения в Удмуртии – русские, удмурты, татары, марийцы. На протяжении многих лет народы, которые живут в Удмуртии, многому научились друг у друга. Учились занятиям, использовали элементы одежды, заимствовали слова. Ежегодно 4 ноября отмечается в России праздник – День народного единства. Это праздник дружбы между народами. А на праздник люди всегда одевают нарядную одежду. И если бы мы включили машину времени и попали в какую-нибудь удмуртскую деревеньку, то увидели бы людей одетых очень необычно.  

2. Рассказ воспитателя.

Удмуртский народный костюм был красочен и разнообразен. Одежда подразделялась на праздничную, рабочую или повседневную, особенно выделялась свадебная одежда. (картинки).

Свадебный костюм. На лавке сидит невеста, на ней кафтан из шелка, нарядный фартук с яркой вышивкой, богатый головной убор. Он состоит из головного полотенца, налобной повязки, айшона, поверх которого одевают платок-покрывало с орнаментом. А богатые украшения дополняют костюм. Это монисто - декоративное украшение и оберег. Своим шумом оно отгоняет злых духов. 

Рубаха. Картинка. Посмотрите ребята, вот это, домотканая рубаха (т.е. сотканная своими руками). Изготовляли ткань из льна, конопли, шерсти. Ее носили женщины. Рубаха сшита из клетчатой ткани, которую называли – пестрядь.

Пояс. А еще женщины плели яркие пояски. Ходить без пояса было нельзя. О человеке, который ведет себя  неподобающим образом, говорят, что он «распоясался». 

Часто женская одежда украшалась вышивкой. Мастерицы славились своим умением сочетать цвета и узоры. Кроме того, каждый узор что-нибудь обозначал, и еще выполнял роль оберега. То есть защищал от несчастий и злых духов.

Нагрудник.  Один из важных элементов праздничного и свадебного костюма был нагрудник. Это отрез холщевой ткани с яркой вышивкой. В центре размещалась восьмилучевая звезда.

Фартук. Праздничный костюм завершался нарядным передником или фартуком, украшенным яркими лентами, полосками тесьмы, вышивкой и кружевом.

Головной убор. Женский головной убор айшон имел высокую твердую основу, на которую нашивались серебряные монеты. Сверху и сзади он накрывался платком с богатой вышивкой. По древнему обычаю замужние женщины не показывались на людях простоволосой – это считалось большим грехом. Думали, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься», т.е. оказаться в неловком положении.

3. Игра. А сейчас ребята давайте сыграем в интересную игру. Называется она «Кукушка».

Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.  Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай. Кто кукует отгадай. Воспитатель указывает на любого в кругу. Водящий должен отгадать по голосу.

4. Продуктивная деятельность. А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить удмуртский национальный костюм.

5. Итог занятия. Ребята, покажите, что у вас получилось. Ох, и красота. Понравилось вам занятие? А что больше всего? Что нового вы узнали?