Терренкур - технология оздоровления детей в условиях ДОУ
Терренкур - технология оздоровления детей в условиях ДОУ
Автор: Лузан Ольга Владимировна
ГБДОУ «Детский сад № 29 Московского района Санкт-Петербурга»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Исследования, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. И значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Соответственно возросло число детей с замедленными темпами созревания.
Важной задачей ДОУ в условиях модернизации системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.
Одним из составляющих компонентов этой работы, является «терренкур» – оздоровительный игровой проект для детей дошкольного возраста, внедренный в общий план физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
“Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет”. С этой известной присказкой в корне не согласны не только туристы, альпинисты, горнолыжники, но и медики, специалисты по лечебной физкультуре. Уже со второй половины прошлого столетия врачи стали рекомендовать в лечебных целях прогулки по гористой местности. И в обиход вошло слово «терренкур». Этим термином обозначают метод тренирующей терапии, заключающейся в дозированных прогулках с восхождением под углом 3–20 градусов. Первый маршрут терренкура в России был открыт восемьдесят лет назад в Кисловодске. В 1935 году были проведены значительные работы по его благоустройству, и до настоящего времени этот терренкур является одним из лучших в стране.
Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности. При назначении терренкура предусмотрено дозирование физической нагрузки с учетом протяженности маршрута (дистанции пути, количества станций), угла подъема, темпа ходьбы (скорости движения больных), количества и продолжительности остановок для отдыха, использования дыхательных упражнений во время ходьбы и отдыха, количества прогулок по маршрутам терренкур в течение дня, включение в индивидуальный режим больного дней отдыха наряду с днями терренкура, тренировок.
Терренкур помогает решать разные задачи по физической культуре. Это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных гимнастик. На прогулках дети с удовольствием разучивают стихи, кричалки, песенки, загадки, пословицы и импровизируют, так как деятельность проводится в игровой форме или в виде путешествий, экскурсий.
Терренкур — (комплексные занятия на воздухе) облегчает решение таких задач, как:
- формирование элементарных математических представлений:
- закрепление знания порядкового счёта названий цифр и геометрических фигур,
- умение ориентироваться в пространстве;
- в изобразительной деятельности (рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте);
- развитие речи (разучивание стихов, кричалок, загадок, составление рассказов);
- знакомство с окружающим миром (игры экологического содержания, экологические праздники);
- музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика);
- театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек).
Комплексный подход с использованием «Маршрута здоровья» позволяет повысить качество усвоения полученных знаний и их закрепления в практической деятельности.
Основные правила использования терренкура.
Должны учитываться индивидуальные особенности — функциональное состояние сердечнососудистой системы, особенности течения основного и сопутствующего заболеваний, возраст больного, его конституцию, соотношение массы тела и роста (наличие ожирения или, напротив, дефицита массы тела, истощения), а также физическую выносливость и тренированность больного. Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, желательно ежедневно, в нежаркое время суток (утром, перед обедом, в предвечернее время, перед сном). Не рекомендуются прогулки, включающие дозированное восхождение вскоре после приема пищи.
При лечении с использованием терренкура обязательно учитываются метеорологические условия. Неблагоприятные метеоусловия при повышенной метеочувствительности больных диктуют необходимость ограничения дистанции и продолжительности ходьбы. Одежда, предназначенная для терренкура, должна быть легкой, не стесняющей движений, обувь — удобной, без каблуков. Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением приятной усталости к концу пути. Чередование напряжения и расслабления во время ходьбы создает благоприятные условия для работы органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Во время прогулок на человека одновременно действуют климат и окружающая природа, оказывая закаливающее действие и положительное влияние на психоэмоциональную сферу, что значительно усиливает оздоровительный эффект лечебной ходьбы.
Общие рекомендации к пользованию терренкуром.
Ходить по маршрутам терренкура следует регулярно, дыхание на маршрутах терренкура должно быть равномерным, через нос (при вдохе следует умеренно выпячивать брюшную стенку и расширять грудную клетку). Необходимо сочетать дыхание с ритмом ходьбы и темпом (по ровной дороге примерно на 2–4 шага — вдох, на 3–5 шагов — выдох, на подъеме на 2–3 шага — вдох, на 3–4 шага — выдох). Шаг на подъемах должен быть более коротким. Независимо от ощущения утомления необходимо делать остановки на 1–3 минуты для отдыха, во время которых рекомендуется выполнить 2–3 дыхательных упражнения и упражнения на расслабление мышц ног. По окончании маршрута полезен отдых в положении сидя в течение 15–30 мин. Признаком хорошей переносимости прогулок являются ровное свободное дыхание, чувство удовлетворенности, легкая приятная физическая усталость. Выраженное утомление, одышка, усиленное сердцебиение, боли в области сердца, тяжесть в голове — признаки неправильного применения ходьбы. При появлениях этих симптомов следует прекратить прогулку и обратиться за советом к врачу.
Воздействие терренкура.
Простые овражки, различные преграды, возвышенности, благоухание цветов, кустарников создают хорошее настроение, дарят бодрость. После восхождений по маршруту терренкура и аппетит улучшается, и сон становится крепче. Ходьба по ровному месту, чередующаяся с восхождениями, тренирует весь организм, дает оптимальную нагрузку мышечной системе и связочно-суставному аппарату, способствует нормализации обмена веществ, функций нервной системы и органов пищеварения, активизирует кровообращение, увеличивает потребление кислорода. Повышение мышечного тонуса — мощного регулятора вегетативных функций — влечет за собой нормализацию сосудистого тонуса.
Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения. Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка — его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта малышей.
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
- Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на требований ФГОС)// Справочник старшего воспитателя, 2015 - №11.
- Здоровьесбережение и здоровье формирование в условиях детского сада: метод.пособие. - Пб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015. – 240 с.
- Чепракова Н.В. Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4329/ (дата обращения: 09.03.2020).