Конспект занятия для детей 5-7 лет "Путешествие по ленте времени"

Дата публикации: 2022-02-01 08:48:03
Статью разместил(а):
Минвалиева Олеся Николаевна

Конспект занятия для детей 5-7 лет "Путешествие по ленте времени"

Автор: Минвалиева Олеся Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 208», г. Самара

 

Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.

Задачи: Познакомить с историей часов, учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления, воспитывать уважение к труду людей - изобретателя, созидателя, творца.

Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового механизма; разные часы: песочные, механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных часов, ватман с окружностью в середине листа; тарелка с желтой краской (гуашь); влажная тряпочка (салфетка) для каждого ребенка.

Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В. Берестова, заучивание загадок.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательнейшее путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать загадку:

Нет ног, входим,

Рта нет, а скажем:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Дети: Часы.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.

(Подходят к первому столу, на котором лежит картинка с петушком).

Говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто-нибудь может объяснить?

Ребята, в давние времена люди узнавали время по "живым часам". Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Везде и всегда ли были петушки? Можно ли по пению петуха определить точное время?

Дети: Нет!

Воспитатель: Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны.

Подходим ко второму столу.

(На столе для каждого ребенка влажная тряпочка, тарелка с желтой краской (гуашь), большой лист ватмана, в середине которого нарисован круг).

Воспитатель: Ребятки, давайте намочим в тарелочке с краской ладошку и пальчиками вверх приложим ее к нашему кругу (показывает как), затем тряпочкой ладошку вытрем.

Что у нас получилось? Конечно, лучистое солнышко!

Воспитатель: Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю.

Давным-давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час.

Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!

Кто изобрел солнечные часы?

Дети: Человек.

Воспитатель: Как можно назвать такого человека?

Дети: Творец, изобретатель.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, подойдем к другому столу.

(на столе иллюстрации с изображением песочных и водяных часов).

Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап...кап...кап...кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.

А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем-то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать.

Как вы думаете, эти часы были удобными?

Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.

Подходим к другому столу.

(На столе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде).

Воспитатель: Врем бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжелеными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.

Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.

Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.

Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.

К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер-изобретатель Кулибин Иван Петрович.

Физкультминутка.

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Туки-так, туки-так,

Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Токи-ток, токи-ток,

Так-стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).

Воспитатель: А теперь давайте подойдем еще к одному столу.

(На столе лежат изображения электрических и электронных часов)

Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку (демонстрация батарейки).

Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах.

Как вы думаете, что важнее: человек или приборы?

На трубе и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода.

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.

Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.

А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?

Почему человек изобрел часы?

Спасибо всем за активную работу. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов.