Музыка в жизни ребенка
Музыка в жизни ребенка
Автор: Мелехина Ирина Сергеевна
МДОУ «Детский сад № 90», г. Петрозаводск
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии ).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека ( и взрослого и ребёнка ) состояния уравновешенности, спокойствия, и даже побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребёнка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребёнка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
Ещё с древних времён люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Также и вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие, а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в её интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребёнка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем – либо, произнесённый спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребёнку легче примириться с неудовлетворённостью его желания.
Домашний оркестр.
Как правили, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыку проникает в быт семьи.
Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Важно помнить, что с самого рождения необходимо как можно больше петь ребёнку. Так ребёнок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. И так, взрослый, исполняя знакомые несложные для детей песенки, сопровождает их игрой на музыкальном инструменте. А ребёнок – слушает. Играйте в медленном темпе, чтобы ребёнок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребёнок может присоединиться к вам и только потом – пытаться исполнить мелодию самостоятельно.
Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребёнка (музыкальная память, чувство ритма, и т.п. ) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.
Обогащайте слуховой опыт ребёнка нежными, ласкающими слух, приятными музыкальными звуками, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек (колокольчики, бубенчики, деревянные кубики, маракасы, погремушку и др.). Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на разные звуки. Радость от прослушивания музыкального произведения выражается не только в эмоциях, но и в элементарных танцевальных движениях. Это один из первых показателей эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку.
Можно петь и играть тихо или громко. Можно исполнить песню высоким голосом или низким, ритмично, как марш, или плавно, как вальс. Одна и та же песенка способна быть грустной или весёлой. А правильно подобранный инструмент, сопровождающий пение, усилит интонационную окраску песенки.
Легко изготовить звучащие игрушки самостоятельно. Для этого возьмите пустые пластиковые флаконы из – под шампуня или крема, наполните их фасолью, горохом, манной крупой, крупной солью или мелкими камешками. Крышки бутылочек следует завинтить или посадить на безопасный (нетоксичный) клей. Получаются интересные и занимательные игрушки, которые обогащают слуховой опыт малыша. Для этих же целей подойдут любые звучащие предметы: крышки от небольших кастрюлек, деревянные и металлические ложки, палочки.
Необходимо покупать ребёнку звучащие игрушки, музыкальные мячи, каталки, молоточки и др. При покупке обратите внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику. Он должен не раздражать, а ласкать слух.