Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании экологических представлений у дошкольников

Дата публикации: 2022-01-11 10:27:16
Статью разместил(а):
Максимова Светлана Аркадьевна

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании экологических представлений у дошкольников

Автор: Максимова Светлана Аркадьевна

ГБДОУ "Детский сад № 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга"

 

В условиях неблагополучной экологической обстановки на Земле большое значение приобретает экологическое воспитание. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не случилось, необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность уже с дошкольного возраста, так как именно в этот период у детей складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В настоящее время большее количество населения живет в городах, в которых идет интенсивная застройка озелененного пространства, на этом фоне дети в городах все чаще лишаются природного окружения. Одним из средств образования детей дошкольного возраста является окружающий мир, в связи с этим важным условием реализации системы экологического образования в детском саду является правильная организация окружающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметная среда, по описанию С.Л. Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный, интеллектуальный и физический облик, а также предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

С.Н.Николаева указывала, что разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Под экологическим образованием дошкольников, как указывает С.Н. Николаева, понимается непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются ребенком в доступной ему деятельности и поведении в природе. Такое понимание процесса развития детей отражает культурологический подход к содержанию экологического образования и подчеркивает ценность культурного опыта общения с природой, который осваивается ребенком.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в экологическом образовании  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Ученые-педагоги (А.Н Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.) обращают внимание на тот факт, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к  окружающей природе.

Исследователи (А.Н. Захлебный, В.А.Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, Е.Ф. Терентьева и др.) утверждают, что экологическое образование детей это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры.

Одним из новых аспектов проблемы экологического образования детей дошкольного возраста является организация экологически-ориентированной деятельности, результатом которой становится эмоциональный опыт взаимодействия с природой, удивление, восторг перед ее красотой и величием. Изменяется отношение ребенка к объекту природы, за которым он ухаживал, наблюдал, возникает желание сохранить его, помочь. Появляется новое знание о природе, зарождается интерес к ее исследованию. Эта деятельность лежит в основе экологического образования, поэтому важно создание обогащенной экологически-развивающей среды, как условии формирования экологической культуры детей. 

Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е. И. Тихеева. Природу она рассматривала как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью» [26, с. 42].

Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Разработано множество парциальных программ экологического воспитания детей и технологий к ним: «Мы» (Н.Н. Кондратьевой), «Юный эколог» (С.Н. Николаевой), «Наш дом-природа» (Н.А.Рыжова) и др.

Вопросами создания и организации развивающей предметно-пространственной среды занимались (С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Г. Фейн, А.П. Усова, М.Н.Полякова и др). По мнению данных педагогов-ученых развивающая предметно-пространственная среда должна объективно, через свое содержание и свойства создавать условия для экологической деятельности каждого ребенка, которая должна носить экологически-ориентированный характер. Поэтому цель нашего исследования:

Цель: Теоретическое обоснование роли развивающей предметно-пространственной среды в формировании экологических представлений  у детей дошкольного возраста.

Объект: Педагогический процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет: Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть сущность экологического образования и его особенностей у детей дошкольного возраста.

2. Выявить своеобразие экологических представлений у детей дошкольного возраста по данным психолого-педагогических исследований.

3. Определить роль развивающей предметно-пространственной среды, в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Глоссарий.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.

Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития направленный на усвоение систематизированных экологических знаний об окружающей среде.

Экологическое обучение — целенаправленный процесс управляемого познания объектов и явлений окружающего мира, экологических закономерностей в природе и социуме, направленный на формирование экологических знаний, освоение способов экологически-ориентированной деятельности, развитие познавательных процессов у детей.

Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств. Все понятия ярко выделить

Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

1. Экологическое образование  его сущность и особенности у детей дошкольного возраста.

Как показывает анализ литературы, экологическое образование сформировалось из традиционной работы по охране природы, начало которой положено в середине 20-х годов XX века. Термин «экологическое образование» прошел определенную эволюцию через понятия «природоохранительное просвещение» (1960-е-1970-е годы), «природоохранительное образование» (конец 1970-х годов), «экологическое образование» (1980-е - конец 1990-х годов) к современному определению «экологическое образование в целях устойчивого развития» (конец XX - начало XXI века).

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие природоведческих представлений детей, был Я.А. Коменский. Он глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога» [3, с. 339].

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике (г. Карсон-Сити, США, 1970 г.), где была принята такая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением» [3, с. 31].

В проекте «Национальной стратегии экологического образования в РФ» от 1990г., дается следующее определение экологического образования: «Под экологическим образованием подразумевается целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания человека с целью формирования у него экологической культуры, ценностных ориентаций и норм поведения в области культурного природопользования и охраны окружающей среды, а также процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков в области воздействия на окружающую среду, состоянии окружающей среды и последствий изменения окружающей среды».

Экологическое образование – напрямую связано с наукой экологией и ее различными ответвлениями. Поэтому в основе экологического образования лежат ведущие идеи экологии, такие как: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Естественно эти идеи адаптированы на дошкольный возраст.

Ведущими понятиями в теории экологического образования детей являются: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое обучение, экологическое развитие личности.

В широком смысле экологическое образование рассматривается как процесс или результат освоения определенного уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального экологического развития (экологическая образованность)

С.Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т.е. основные экологические идеи и понятия.

По определению И.Д. Зверева экологическое образование - это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [9].

Как справедливо отмечает И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования».

Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладения знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирования практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Система экологического образования дошкольников состоит из блоков(подсистем), охватывающих все стороны эколого-педагогического процесса в детском саду:  содержание экологического образования; способы реализации содержания экологического образования (методы и технологии); организация экологического образования; управление процессом экологического образования.

 Экологическое образование дошкольников включает такие компоненты, как различные виды деятельности по экологии:

-  экологизация различных видов деятельности детей;

- экологическое просвещение родителей;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров;

- экологизация развивающей предметной среды;

-  оценка окружающей среды;

-  координация работы с другими учреждениями, прежде всего, со школой.

При этом в экологическом образовании дошкольников должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа, выявлена необходимость его экологической направленности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а значит  и ценностей природы, норм и правил поведения в природной среде; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к  окружающему миру в целом, а значит и к природе [10].

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:

а) познавательной сфере - в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

б) эмоционально-мотивационной сфере - в развитии комплекса эстетическо-этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;

в) практической сфере - в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.

В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие. Ребенок дошкольник, в первую очередь «практик», стремиться через деятельности познавать окружающую действительность («действуя – познает»), однако эти деятельности должны быть экологически-ориентированными. Но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная, или экологически ориентированная деятельность имеют существенные различия.

Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).

Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.

Понятие экологически ориентированная деятельность было предложено Н.Н. Кондратьевой на основе подходов А.Д Урсула применительно к периоду дошкольного детства. Это не новый вид детской деятельности, а скорее ее новый характер, ее направленность на развитие эмоциональной отзывчивости к миру природы. Н.Н. Кондратьева указывает, что действуя в природном мире, ребенок реализует и утверждает себя по отношению к нему. И если эта деятельность организуется ребенком с позиции гуманистической мотивации, то она переводится на новый уровень отношения к природе.

Для экологически-ориентированной деятельности ребенка характерны следующие признаки:

- Гуманная мотивация, она выражается в стремлении дошкольника изучить, что случилось с объектом, исследовать его состояние, чтобы помочь, узнать новое об объекте «не навредив» живому существу.

- Использование ребенком в его деятельности «щадящих» по отношению к животному или растению приемов и обследовательских действий. Важно правильно держать живое существо при уходе за ним, рассматривании, не тревожить, когда спит, насильно не удерживать в руках, не срывать листок, а рассмотреть его на ветке, не собирать «гербарий» из растений, а использовать фотоаппарат или зарисовать объекты. В ходе такой деятельности ребенок руководствуется правилом «Не навреди!». При экспериментировании с объектами неживой природы экологический аспект может быть связан с выполнением правил бережного использования природных ресурсов (например, воды), утилизацией ненужных уже вещей («вторая жизнь вещей»), соблюдение гигиенических норм, что является основой защиты здоровья ребенка.

Результатами деятельности может стать новый эмоциональный опыт взаимодействия с природой, удивлении ее красотой и величием. Изменяется отношение ребенка к объекту природы, за которым он ухаживал, наблюдал, желание сохранить его, помочь живому.

Развивается компетентность в ситуациях взаимодействия с природными объектами. Появляется новое знание об объекте природы, зарождается интерес к природе и ее исследованию.

Одним из видов экологически-ориентированной  деятельности является труд в природе, в процессе которого ребенок реально может помочь живому, подействовать с природными объектами, оперировать материалами и инструментами, удовлетворить «нужду» живых существ и свою потребность в практической деятельности, вместе с тем, накопить опыт гуманного отношения к природе. 

В неопубликованных материалах Н.Н. Кондратьевой указывается, что трудовая деятельность в природе приобретает экологически ориентированный характер, когда ребенок начинает понимать гуманную цель труда: не просто осуществить трудовые действия (полить, порыхлить, выполоть), а помочь живому существу. Тогда в трудовой деятельности проявляется осознанное отношение ребенка к объекту, а результатом деятельности является уже поступок. Ребенок начинает понимать нравственную ценность ухода за растениями и животными.

Готовность ребенка к осуществлению труда в природе не ограничивается просто его желанием трудится, а обеспечивается рядом условий:

- накопленным опытом представлений о растениях и животных, как живых существах, которые испытывают определенные потребности, у которых может быть разное состояние (период покоя или бурного роста, благоприятное или нет);

- опыт умений: выбирать объект, нуждающийся в помощи (в горшке с растением сухая земля – надо полить); выбирать инструменты и трудовые действия, учитывая особенности строения растения (какая поверхность листа у растения и какой понадобится инструмент для удаления пыли; у растения опушенные листья, значит, для уборки пыли с него надо воспользоваться мягкой кисточкой, чтобы не повредить ворсинки.); умений определять состояние живого существа и устанавливать связи состояния и потребности, которая не удовлетворена (у растений опустились листья – значит, оно нуждается во влаге).

Весь этот опыт является условиями экологически осознанных, щадящих трудовых действий, призванных сохранять целостность живого существа в процессе ухода за ним. Результат труда предполагает улучшение состояния живого объекта.

В основании, выделенных нами, видов экологически направленной и экологически-ориентированной деятельности лежит активная детская деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет цель привития начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

2. Своеобразие экологических представлений у детей дошкольного возраста по данным психолого-педагогическим исследованиям. 

Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало обратиться к анализу содержания понятия «представление».

Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломенского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении». С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще). Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений.

В научной литературе имеется ряд работ, в которых сделаны попытки определить понятие «представление» с экологических позиций.

Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. К.А. Романова отождествляет «экологические представления» с базовыми знаниями и пониманием того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности [8, с. 9].

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин рассматривают «экологические представления» как понимание личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы [5, с. 67].

С.Н. Николаева  считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также ученый отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки у дошкольников такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей.

Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае понимается мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность.

Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.

В исследованиях В.П. Арсентьева, П.Г. Саморуковой раскрывается содержание экологических представлений с позиции экоцентрической парадигмы (модели), исходя из основных понятий современного естествознания, отражающих особенности: растений, как живых существ, из идеи единства организма и среды; роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С.Н. Николаева); представление о человеке, как биосоциальном существе (Л.Г. Нисканен).

На основе анализа программ экологического образования детей дошкольного возраста, («Мы» (Н.Н. Кондратьевой), «Юный эколог» (С.Н. Николаевой), «Наш дом-природа» (Н.А.Рыжова) и др.), а также трудов Л.В. Кузнецовой были выделены следующие разделы экологических представлений для детей дошкольного возраста:

1) Представления о неживой природе:

- воздух и вода – условия жизни живых организмов;

- представления отличительных характеристик таких явлений и объектов, как свет, почва, камни, температура;

- представления об использовании объектов неживой природы;

- представления о временах года, состоянии погоды, типичных погодных явлениях;

- представления о взаимосвязях живой и неживой природы – зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.

 2) Представления о растительном мире:

- представления о многообразии растительного мира;

- представления об уходе за комнатными растениями;

- представления о связи растительных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней, связь со средой в процессе роста и развития;

- представления об изменениях состояния растений в разные сезоны;

3) представления о мире животных:

- представления о характерных признаках и многообразии животных: млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, рыб, насекомых;

- представления о соотношении представителей фауны и их среды обитания; 

- представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.

4) представления о человеке: человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

5) представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе

6) представления о взаимосвязи человека и природы.        

Также были выделены показатели уровня сформированности экологических представлений дошкольников на основе работ П.Г. Саморуковой :

- полнота: характеризует объем знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу, определенной программы ДОО:

- обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения:

- доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольником усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи.

Мера доказательства:

- отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.

- гибкость, подвижность: характеризует умение дошкольника оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа.

В сочетании с обобщенностью гибкость дает возможность находить новые способы решения учебных задач, переключаться с одного способа на другой, использовать понятия, методы и приемы учебной деятельности. - умение устанавливать причинно-следственные связи [9, с. 159].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о растительном и животном мире, о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.

3. Развивающая предметно-пространственная среда ее сущность и своеобразие в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

По мнению Новоселовой С.Л. развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Любая развивающая предметно-пространственная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль (см. Таблицу 1). Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.

В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль – повышают эффективность экологического образования.

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

− познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиления интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановки новых вопросов);

− эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

− оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

− формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

− экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности и т.п.).

Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

Заключение.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Экологическое образование дошкольников - целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания человека с целью формирования у него экологической культуры, ценностных ориентаций и норм поведения в области культурного природопользования и охраны окружающей среды, а также процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков в области воздействия на окружающую среду, состоянии окружающей среды и последствий изменения окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям предусмотренным ФГОС. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. Важнейшим условием  их реализации является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Формирование экологических представлений – необходимое условие выработки у дошкольников такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. В этом смысле развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Спектр исследований развивающей среды в настоящее время не просто широк, но и включает в себя наиболее актуальные проблемы развития современной цивилизации, отражающиеся и на мире дошкольников. Одной из актуальных проблем как раз и является экологическое образование дошкольника, развитие экологической предметно-пространственной среды.

Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Создание эколого–развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического образования детей.

Таким образом, цель, поставленная нами при изучении темы: «теоретическое обоснование роли развивающей предметно-пространственной среды в формировании экологических представлений  у детей дошкольного возраста»  достигнута.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2019.-32с. 

2. Васильева А.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / А.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 59 – 85.

3. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2015. - 253 с.

4. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова . - Нижневартовск, Тюменская обл. : изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2008. - 326 с.

5. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Интор, 2016. - 208 с.

6. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов : Феникс, 1996. – 480 с.

7. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебник / Л.И. Егоренко. – М.: Просвещение, 2016. – 126 с.

8. Захлебный А.Н. Научно – технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. – 2015. – № 12. – С.10 – 12.

9. Зебзеева В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 307 с.

10.  Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание шестое) ФГОС / Н.Е. Веракса и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. «Элементы развивающей предметной среды».

Элементы эколого-развивающей среды

Функциональная роль

Экологическая комната

Обучающая, релаксационная

Лаборатория

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Живой уголок

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Зимний сад

Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Библиотека

Познавательная, формирование интереса к чтению.

Экологическая тропинка

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.

Огород, сад

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.

Музей, картинная галерея

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Изостудия (художественная студия), дизайн-студия

Эколого-эстетическая, эмоциональная.

Театральная студия

Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Физкультурный зал

Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.

Бассейн

Оздоровительная, игровая, познавательная

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

Компьютерный класс (или отдельные компьютеры)

Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.

Фитобар

Оздоровительная, познавательная, релаксационная.