Конспект НОД в старшей группе "Разоделись, как актрисы, в платья желтые нарциссы"
Конспект НОД в старшей группе "Разоделись, как актрисы, в платья желтые нарциссы"
Автор: Захарян Ольга Владимировна
ГБДОУ "Детский сад № 72 Калининского района Санкт-Петербурга"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, восприятие художественной литературы (загадки), музыкальная, изобразительная, коммуникативная.
Педагогические технологии: Информационно-коммуникативные (ЭОР).
Цель: Совершенствовать знания детей о первоцветах с помощью заданий природоведческого характера, для развития творческого мышления в изготовлении поделок из бросового материала.
Задачи:
- Обогащать представления о весне, о сезонных изменениях в природе;
- Активизировать словарь детей: названия цветов, их классификация; развивать умения отгадывать загадки; укреплять мелкую моторику через совершенствование навыков вырезывания и наклеивания; закреплять умение составлять композицию;
- Продолжать побуждать детей передавать в изобразительной деятельности красоту весенних цветов, воспитывать аккуратность в работе, желание выполнять порученное дело.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационные и раздаточные иллюстрации с изображением первых весенних цветов;
- Материалы для аппликации (кисти, клей, ножницы, заготовки из яичных лотков, гофрированная и цветная бумага, одноразовые тарелки);
- Аудиозапись «Звуки шагов»;
- Тематическая презентация, кроссворд «Первые весенние цветы», проекторная доска;
- Музыкальная композиция «Весной» (слова и музыка С. Насауленко);
- Искусственные цветы для исполнения движений, бутафорская клумба;
- Музыкально-ритмическая композиция «Упражнение с цветами» (автор А.И. Буренина).
Предварительная работа:
1. Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, дидактических иллюстраций с изображением цветов.
2. Чтение стихотворений, рассказов, легенд о цветах (Т. Шорыгина «Колокольчики и гном», М. Пришвин «Золотой луг», А. Онегов «Первый цветок», «На лугу», И. Соколов-Микитов «Цветы леса»).
3. Трудовая деятельность: посадка семян, полив, наблюдение за ростом цветов.
4. Проведение бесед: «Что где растет, когда цветет», «Кто любит цветы, тот не может быть злым».
5. Продуктивная деятельность: рисование («Мой любимый весенний цветок»), лепка («Я цветочек посажу»), оригами («Тюльпан») и т.д.
6. Дидактические словесные («Я знаю пять», «Я найду слова везде», «Бывает /не бывает», «Назови какого цвета», «Четвертый лишний» и т.д.), пальчиковые игры («Наши алые цветы», «Мак»), подвижные игры («Садовник», «Цветы и ветер»), настольно-печатные игры («Угадай-ка», «Собери букет», «Цветочное лото», «Составь цветок», разрезные картинки, «Найди пару», «Где растет» и т.д.).
7. Прослушивание музыкальных композиций и произведений о цветах («Вальс цветов» П.И. Чайковского, В. Моцарт «Цветы», М. Протасов «Одуванчики»), исполнение песен о весне, цветах.
Ход НОД
Дети входят в зал и становятся в полукруг.
Воспитатель: «Ребята, какая погода сегодня?». Ответы детей.
Воспитатель: «В такой прекрасный день хочется узнавать новое, заниматься чем- то интересным. Вы готовы? Тогда слушайте внимательно».
Воспитатель загадывает загадку:
«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
Кто знает, когда это бывает?»
Ответы детей: «Весной».
Воспитатель: «Справились? А вот вторая загадка:
«На полянке, у тропинки пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит»
Воспитатель: «О каком времени года идет речь?».
Дети: «О весне».
Воспитатель: «Правильно. Какие еще времена года вы знаете?». Ответы детей.
Воспитатель: «У каждого времени года есть свои признаки. И разобраться в этом нам поможет иллюстрация».
На проекторной доске появляется изображение «Весенние пробуждение природы».
Воспитатель: «Какое время года на картинке?». Ответы детей.
Воспитатель: «А как вы это поняли?».
Дети составляют краткие описательные рассказы по картинке.
Воспитатель: «Правильно, молодцы! А еще весной сильнее греет солнце и дарит нам весеннее настроение. А как вы понимаете это выражение?». Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, давайте мы сегодня отправимся в путешествие по весенней тропинке? В дороге нам поможет веселая песня».
Дети: «Как мы песенку споем, к весне навстречу мы пойдем!».
Исполняется музыкальная композиция «Весной» (слова и музыка С. Насауленко).
Дети под музыку выполняют движения, имитируя прогулку по тропинке.
В это время появляется изображение «Царство цветов».
Воспитатель: «Ой, ребята, подождите,
Обернитесь, посмотрите.
Сколько здесь цветов, гляди,
Слева, справа, спереди!
Где же мы оказались?».
Дети: «В саду. Рядом с клумбой».
Воспитатель: «Весна нам подарила много разных цветов. Какие они?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно. Раз цветы растут в саду, как они называются?».
Дети: «Садовые».
Воспитатель: «А где еще могут расти цветы?».
Дети: «В поле – полевые цветы. На лугу – луговые. В лесу - лесные».
Воспитатель: Ребята, давайте мы сами посадим цветы!
По цветочку все возьмите
И в кружочек выходите.
Будем, будем танцевать
Нашу клумбу украшать.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Упражнение с цветами» (автор А.И. Буренина).
Воспитатель: «Какая красота! Вот это подарок от весны. Вы цветочки посадите и ко мне подходите».
Дети относят цветы в огороженное место (клумбу), подходят к воспитателю:
«Мы посадили тут цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет – лучше нашей клумбы нет!».
Раздается звук шагов (воспитатель включает аудиозапись). На экране появляется изображение «Опустевшая клумба».
Воспитатель: «Ой, ребята! Что же случилось?» Ответы детей.
Воспитатель: «Почему нельзя рвать цветы?» Ответы детей.
Воспитатель: «Что нужно делать?» Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно. Человек должен охранять, оберегать природу. В вазе цветы очень быстро вянут, а в своей обычной среде обитания они долго цветут».
Воспитатель: «Давайте покажем, как мы умеем беречь цветы».
Выполняется рече-двигательное упражнение «Маленький цветочек»:
Выглянуло солнышко - рисуют круг в воздухе,
Я сажаю зёрнышко - приседают, имитируют посадку.
Засыпаю землёй,
Поливаю водой – имитирую полив.
Выглянул росточек – Маленький цветочек – показывают, какой он маленький.
Я не рву его, и вам - огораживают цветок руками.
Я сорвать его не дам – грозят пальчиком.
Воспитатель: «Что же нам делать? Как помочь весне вернуть красоту?» Ответы детей.
Воспитатель: «Мы с вами взрослые, умелые, мы можем сделать цветы своими руками. А вот какие это будут цветы, мы с вами узнаем, разгадывая кроссворд».
Дети подходят к столу, на котором разложены раздаточные карточки с изображением весенних цветов.
На экране появляется изображение «Кроссворд «Весна в саду».
Проводится дидактическая игра «Угадай-ка».
Воспитатель загадывает загадку, дети должны соотнести словесный образ (ответ) с изображением на картинке.
Загадки:
1. Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный ... (Тюльпан)
2. Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке. (Ландыши)
3. Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
4. Пора забыть о валенках,
Ведь солнышком согреты,
Сегодня на проталинках
Проснулись …. (Первоцветы)
5. Фиолетовый цветочек,
Мягкий, бархатный листочек.
Ночью нежный аромат
Наполняет лес и сад. (Фиалка)
6. Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная ... (Сирень)
7. Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … (Подснежник)
Дети отгадывают загадки, выбирают карточку с правильным ответом. На экране появляется очередное слово кроссворда и иллюстрация к нему. Воспитатель просит детей прочитать слова.
Воспитатель: «Какие вы молодцы! А чтобы узнать какое слово здесь спряталось, нужно отгадать последнюю загадку:
Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья желтые … (Нарциссы)
На экране появляется последнее, «спрятанное» слово.
Воспитатель: «Вот мы и узнали, какие цветы я предлагаю вам изготовить. Пройдите, пожалуйста, за стол».
На столе заранее разложены материалы для поделки. Дети изготавливают нарциссы с помощью бросового материала (яичных лотков), цветной и гофрированной бумаги, одноразовых тарелок, клея.
Воспитатель: «Вы славно потрудились. Давайте посмотрим, что же у нас получилось?»
На экране появляется иллюстрация «Берегите цветы».
Воспитатель вместе с детьми подводит итоги проделанной работы с помощью вопросов: «Что мы делали? Что узнали? Чему научились?».