Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Информационно-образовательное пространство как фактор повышения качества образовательных процессов в ДОУ

Дата публикации: 2021-12-14 22:41:38
Статью разместил(а):
Андреева Анастасия Игоревна

Информационно-образовательное пространство как фактор повышения качества образовательных процессов в ДОУ

Автор: Андреева Анастасия Игоревна

ГБДОУ "Детский сад № 71 Калининского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В современном информационном обществе не обойтись без внедрения современных технологий в образовательный процесс ДОУ, во взаимодействие с семьями воспитанников, а так же внутриколлективное взаимодействие. Положительные стороны внедрения ИКТ и возможные риски рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: ИКТ, Информационные технологии, образовательное пространство, современные методы взаимодействия, ДОУ.

 

Современный мир диктует необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс, а так же в процесс подготовки к занятиям, успешность занятий во многом зависит от современной и своевременной информации, красочности представления её. Педагоги все чаще используют для взаимодействия с родителями, коллегами онлайн ресурсы и различные социальные сети, мессенджеры. Поэтому внедрение информатизации необходимый шаг к успешному развитию педагога и его окружения.

Внедрение информатизации можно рассматривать как совершенствование отбора содержания профессионально подготовки, улучшение планирования, организации учебного процесса; повышения качества обучения и развития, его индивидуализация.

ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательной среды в ДОУ:

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Это предполагает наличие  в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и т.д.).

3.  Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм  взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно – образовательного пространства.

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решить одну из самых актуальных на сегодняшний день задач, на решение которой направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений, требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; влияет на  развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ сопровождается рядом проблем. Остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу. При внедрении компьютерных технологий обучения возникают трудности экономического характера: дефицит бюджета, нехватка средств на техническое оснащение помещений, приобретения лицензионного обеспечения и т.д.

Широкое применение ИКТ в системе методической работы способствует увеличению информационных потоков благодаря сети Интернет, осуществлению быстрой обратной связи с коллегами, получению объективной картины уровня профессионального мастерства педагогов (компьютерные тесты, диагностические комплексы).

Компьютер необходим при оформлении обобщения опыта работы педагогов, при подготовке к аттестации, при проведении родительских собраний, консультаций, педагогических советов, при оформлении документации (списки детей, сведения о родителях, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), составлении отчетов.

Применение различных компьютерных программ помогает в разработке и создании электронного продукта: презентаций, видеофильмов, дипломов и грамот для детей, информации и памяток для родителей и т.д.  

Использование презентаций в процессе подготовки и проведения консультаций и семинаров, позволяет подготовить выступление на наглядной основе, создавать конспекты сообщений и материалов для раздачи слушателям.

Мультимедийное сопровождение используется при проведении педагогических советов, выступлений на районных методических объединениях и других мероприятий.

Материалы и информация многочисленных интернет-сайтов помогают в подборе иллюстративного и информационного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т.д.

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

С 1 января 2011 года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 года (ст.32), создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

Создание информационного сайта дошкольного учреждения вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей  с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ, стала доступна широкому кругу пользователей.

Одной из целей ФГОС является «повышение социального статуса дошкольного образования». Сайт дошкольного учреждения даёт возможность «рекламировать» свою деятельность.

Родители воспитанников имеют возможность, на сайте, познакомится  с нормативной базой ДОУ, с коллективом, с материально-техническими условиями, образовательной программой, быть в курсе событий, о которых сообщается в ленте новостей.

Использование ИКТ во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:

- повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, активизация их личностного и культурного сознания;

- создание системы поддержки семейного воспитания;

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

- реализация личностно-профессионального роста специалистов.

Размещение на сайте формы обратной связи позволяет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогают сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переходу на более эффективные формы работы.

Но, как бы ни были хороши и качественны информационные ресурсы, они эффективны только в руках владеющего современными образовательными технологиями педагога.

Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

Педагог, который организует деятельность детей с использованием ИКТ, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

Применение ИКТ в образовательной деятельности:

подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);

подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

разработка сценариев праздников и других мероприятий;

оформление групповой документации, методических разработок;

создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

использование презентаций, созданных в программе Рower Рoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний и других мероприятий.

В целях повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов был разработан план мероприятий, в который вошли следующие формы работы: собеседования, индивидуальные консультации, работа в паре, обучающие семинары – практикумы, мастер – классы, привлечение к проведению презентаций и пр.

В помощь педагогам я предоставила список профессиональных педагогических интернет-сайтов, интернет-форумов, материалы которых можно использовать для самообразования по различным направлениям педагогический работы, для разработки конспектов проведения образовательной деятельности по разным образовательным областям, для подготовки консультаций, родительских собраний, участия в дистанционных конкурсах разного уровня и т.д. Воспитатели оценили преимущество использования ИКТ в ДОУ.

Все педагоги на сегодняшний день имеют персональные страницы на профессиональных сайтах «Социальная сеть работников образования», «МААМ» и др., где в открытом доступе размещают свои материалы. Это позволяет им демонстрировать свой опыт, познакомиться с   наработками других педагогов, обеспечить сетевое общение и обмен опытом.

Внедрение ИКТ в практику работы дошкольного учреждения в целом, и, в частности, в практику методической работы, оказывает эффективное влияние на формирование информационно-образовательного пространства и, как следствие, совершенствование методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности, как руководителя, так и педагогического состава. Это способствует не только самосовершенствованию педагога, но и позволяет повысить качество образовательного процесса в целом.

 

. . .. .