Краткосрочный проект "Какие мосты бывают в Санкт-Петербурге"
Краткосрочный проект "Какие мосты бывают в Санкт-Петербурге"
Автор: Прохорова Ирина Александровна
ГБДОУ "Детский сад № 72 Калининского района Санкт-Петербурга"
По составу участников проект: групповой (старший дошкольный возраст).
Тип проекта: исследовательский, творческий.
По тематике проект: комплексный.
По срокам реализации: 1 месяц.
Задачи проекта:
1. Развитие у детей эстетических способностей: видеть, чувствовать красоту петербургских мостов.
2. Развитие познавательных интересов: назначение мостов, их декоративное убранство, история появления в городе, изменения внешнего вида.
3. Развитие творческих способностей: сочинение, рисование, аппликация и лепка, дизайн-проект, посвященный мостам в Санкт- Петербурге.
4. Развитие коммуникативных способностей: обсуждения, высказывание гипотез, установление договорённостей.
Реализация проекта.
1 ЭТАП: определение темы проекта.
Прогулка по городу. Наблюдение за мостами.
Составление коллекции «Мосты Санкт-Петербурга» - коллекция собирается совместно с детьми и родителями, принимаются любые изображения (вырезки, фотографии, открытки).
Проблемное обсуждение:
а) Для чего нужны мосты?
б) Почему в нашем городе так много мостов?
в) Почему в нашем городе такие разные мосты?
г) Чем красивы мосты нашего города?
2 ЭТАП: подготовительный.
Рассматривание изображений из коллекции.
Классификация изображений по разным признакам:
а) элементы декоративного убранства;
б) по функциональности;
в) по протяженности.
Анализ изображений по вопросам:
а) Что мы знаем о мостах нашего города?
б) Что мы хотим узнать о мостах нашего города?
в) Как мы можем узнать о мостах нашего города?
3 ЭТАП: реализация проекта.
Подтема: «Как выглядели первые петербургские мосты?»
Проблемное обсуждение 1 уровня: Чем отличаются мосты между собой? Чем они похожи? Чем украшены мосты? Что мы знаем о том, изображения каких персонажей украшают мосты? Всегда ли петербургские мосты были такими красивыми?
Показ слайдов о первых мостах и о современных, поиск ответа на вопрос «Всегда ли петербургские мосты были такими красивыми?»
Проблемное обсуждение 2 уровня: Чем удивляют петербургские мосты? Кто создаёт петербургские мосты? Какие мосты на Неве? Почему так названы мосты?
Рассказывание сказки «Секрет Дворцового моста».
Рисование «Мосты над Невой».
Подтема: «Кто помогает мостам охранять город и горожан?»
Рассматривание убранства Банковского моста.
Проблемное обсуждение 1 уровня: Что мы знаем о грифонах? Где мы можем о них узнать?
Рассматривание иллюстраций в книгах с мифами и легендами античности.
Рассказывание легенды о грифонах.
Проблемное обсуждение 2 уровня: Как грифоны Банковского моста помогают охранять наш город?
Чтение стихотворения «Удивительные сторожа».
Подтема: «Цветные мосты».
Проблемное изложение «Как появились цветные мосты».
Выполнить задание на вычисление, чтобы узнать, сколько цветных мостов на реке Мойке. (Е.А. Никонова «Первые прогулки по Петербургу»).
Экспериментирование с палитрой.
Заучивание «чистоговорки»: Синий мост широкий самый, метров сто. Проверьте сами.
Рассматривание иллюстраций цветных мостов на реке Мойке.
Подтема: «Какие решётки у мостов?»
Поиск в коллекции самых красивых решёток.
Выдвижение гипотез «Для чего решётки на мостах?», «Почему так украшены решётки?»
Продолжи сказку: «Жили- были в подводном царстве Русалки, Морские коньки и Тритоны. Днём они играли в морской пучине. Догоняли друг друга. Ныряли на дно. Ночью поднимались на поверхность моря. При лунном свете плескались в морских волнах. Трубили в красивые раковины. Устраивали состязания, кто заплывёт дальше. Однажды …»
Пластилинография: «Решётка, которая мне понравилась».
Аппликация: «Решётка Аничкова моста» (фрагмент по трафарету).
Рисование: «Нарисуй свою узорную решётку для моста».
Конструирование «Мост нагнулся над Невой».
Проведение викторины «Мосты Санкт- Петербурга».
4 ЭТАП. Завершение проекта.
Подготовка и проведение экскурсии по рекам и каналам.
Коллективная работа - создание дизайн-проекта (макет) «Мосты над Невой».
В предметно-пространственной среде группы необходимо иметь:
В свободном доступе: книги, иллюстрации, трафареты «Мосты»; фотографии, альбом с детскими рисунками; конструктор со схемами построек мостов; фотоальбом «Наши прогулки по Петербургу. Мосты»; альбом (книга) с детскими рассказами, сказками о мостах Санкт-Петербурга.
Для совместной деятельности: настольно-печатная игра «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?», «Игры на твоём столе – Петербург детям» (серия игр, Петербургская ромашка (игры на ковролине, ребусы, игры-головоломки и мнемотаблицы краеведческого содержания.
Внесение того или иного дидактического оборудования обосновано проведением определённой работы с детьми.
Литература:
1. Т.А. Смирнова, Петербургская тетрадь. Изд. Дом «Нева»,- СПб, 2003.
2. В.К. Дмитриев, Знакомство с городом. Изд. Корона принт. - СПб, 2010.
3. Б.А. Никонова, Первые прогулки по городу. Изд. Паритет- СПб, 2008.
4. Е.Г. Рейнберг, Цикл интегрированных занятий краеведческого направления. Изд. Эпиграф. СПб, 2001.
5. Е.В. Никонова, Мы - горожане. Изд. Паритет- СПб, 2005.
6. К. Горбачевич, Е. Хабло. Почему так названы? Изд. Норинт- СПб,2002.
7. Л.К. Ермолаева, Н.Г. Гаврилова, Чудесный город. Изд. СМИО Пресс- СПб, 2002.