Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Дата публикации: 2021-12-12 10:57:11
Статью разместил(а):
Кузьмина Татьяна Валентиновна

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

(из опыта работы) 

Автор: Кузьмина Татьяна Валентиновна

ГБДОУ "Детский сад № 71 Калининского района Санкт-Петербурга"

 

«Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья. Иначе его некуда будет вести!»

В.А. Сухомлинский.

 

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. И поэтому проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, достаточно сложна, своевременна. А в первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Здоровье это не только отсутствие заболеваний, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Факторы, влияющие на здоровье современного человека:

- условия и образ жизни — 50%,

- состояние окружающей среды — 25%,

- наследственность — 15%,

- состояние здравоохранения — 10%.

Педагоги детского сада понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, поэтому активно используют в своей работе метод проектов, сущность которого заключается в том, что ребёнок в процессе деятельности осваивает особое умение — самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Для решения этой проблемы в группе был разработан проект «Чистюльки».

Гипотеза проекта:

- Развитие культурно-гигиенических навыков у ребёнка младшего дошкольного возраста — первый шаг к здоровью человека.

Цели проекта:

- Развитие КГН, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, полотенцем, расчёской, носовым платком, своевременно мыть руки и лицо.

- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

- Формирование навыков поведения за столом: не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.

- Привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

- Формирование начальных представлений о ценности здоровья (здоровье начинается с чистоты тела).

Этапы реализации проекта.

Работа с родителями:

- анкетирование «Как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребёнка».

- круглый стол «Воспитание культурно-гигиенических навыков — первый шаг в приобщении ребёнка к здоровому образу жизни».

- индивидуальные консультации.

Работа с детьми:

- игры с куклой «Кукла умывается», «Купание куклы», «Причешем куклу», «Постираем кукле платье»;

- рассматривание предметов гигиены;

- чтение: потешек «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса», А. Барто «Девочка-чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», сказки «Про зубик и щётку»;

- игровые ситуации «Куклы не моют руки перед едой», «У мишки болит живот»;

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови»;

- изобразительная деятельность «Украсим кукле полотенце», «Ленточки для куколки», «Расчёска»;

- опыты со снегом (наблюдение за качеством талой воды).

В результате проектной деятельности дети научились:

- самостоятельно мыть руки, не разбрызгивая воду;

- тщательно вытираться индивидуальным полотенцем и вешать его на место;

- правильно держать ложку, кушать аккуратно;

- самостоятельно причёсываться и одеваться по сезону.

Продуктом проекта стали:

- коллаж «Друзья Мойдодыра» с непосредственным участием детей;

- стенгазета «Вот что мы умеем»;

- фотоальбом по словотворчеству детей «День за днём: говорим и растём».

Таким образом в результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста были сформированы навыки и привычки ведущие к установке на здоровый образ жизни в будущем. Хочется отметить, что только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребёнка полезных навыков, т.е. перехода в стойкие привычки.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали уделять больше времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Родители убедились, что если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, систематически формировать привычку здорового образа жизни ребенка - это укрепляет здоровье детей, сформирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки.

Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. 

 

Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». М.: Мозаика-Синтез. 2015 г.